Редкостный трофей: как в столичном парке появился броневик

На рассвете 22 июня 1941 года на Киев упали первые фашистские бомбы. И уже в первые недели войны на улицах города показали несколько образцов трофейной техники

В этот день ровно 80 лет назад немецко-фашистские захватчики вторглись в нашу страну. Среди первых трофеев, показанных в Киеве, был и примечательный бронеавтомобиль, известный как Bussing-NAG GS.

Два десятилетия спустя талантливый украинский график, заслуженный художник республики Георгий Малаков посвятил событиям тех дней серию гравюр «Киев 1941 – 1945». И на одной из них он запечатлел эту редкую машину.

Интересно, что летом 1941 года он, тогда еще 13-летний пацан, действительно видел эту машину, которую привезли для обозрения к парку имени Тараса Шевченко. Мало того, он даже сделал зарисовку с натуры.

Присутствовал при этом и брат художника – Дмитрий Малаков, впоследствии известный исследователь истории Киева. Позже, в своей книге «Эти два года…» он писал: «Как-то бойцы и истребительного батальона пригнали захваченный ими в бою вражеский четырехосный броневик. Бойцы деловито постукивали прикладами винтовок по задраенным амбразурам и щелям и казалось, что броневик полон фашистов, которые притаились внутри. Позже его отбуксировал трехтонный ЗИС-5 на соседний двор, возле Музея русского искусства».

До наших дней дошло редкое фото, на котором изображены бойцы, захватившие этот немецкий броневик, сообщает day.kyiv.ua. В дальнейшем машину отправили на Дарницкий танкоремонтный завод, где ее перевооружили: поставили нашу 45-мм пушку и пулемет «Максим». После этого бронеавтомобиль отправили на передовую.

Бронеавтомобиль этот был весьма примечательный для своего времени. Главной заслугой фирмы Bussing-NAG в военной области считается именно создание первого в мире семейства четырехосных бронемашин с колесной формулой 8х8 и организация их серийного производства.

Боевой вес броневика составлял 8,2 т, экипаж машины состоял из четырех человек. При этом водителей было двое: второй сидел в задней части боевого отделения лицом назад. Так что машина могла, не разворачиваясь, быстро уходить от опасности.

Лобовая броня башни и верхней части корпуса имела толщину 15 мм, бортовая – 8 мм. И что необычно: низ передней части корпуса защищал дополнительный 10-мм щит, установленный на некотором расстоянии.

В базовой версии машина оснащалась установленными в башне 20-мм автоматической пушкой и спаренным с ней пулеметом калибра 7,92 мм. При этом одна из модификаций, а именно Sd.Kfz.232 (в отличие от Sd.Kfz.231 на фото в Киеве) оснащалась радиостанцией с характерной реечной антенной. Эту эффектную особенность Малаков и добавил на своей гравюре 1961 года.

На бронеавтомобилях Bussing-NAG GS устанавливался мощный бензиновый двигатель V8. Поначалу он имел рабочий объем 7,9 л и развивал 150 л. с. Но уже в 1937 году эти показатели увеличились до 8,4 л и 180 л. с. Все колеса машины имели независимую подвеску. Они были не только ведущими, но и управляемыми.

Эти бронеавтомобили использовались в разведротах танковых и других подразделений вермахта. Кстати, изготовлено их было не так уж и много: с октября 1936 по сентябрь 1943 года на предприятии Deutsche Werke в Шихау выпустили всего 607 машин модификаций Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232.

Источник: autocentre.ua

Авто энциклопедия
Добавить комментарий