Разобрались, откуда они берутся.
В мире есть много ярких гоночных серий, но только в «Формуле-1» искры регулярно вырываются из-под днища на неровностях и зонах торможений, срывая море аплодисментов и восторгов публики.
Можно сказать, яркое световое шоу давно стало частью Гран-при и визитной карточкой болида «Ф-1» – все-таки многие олдскульные и легендарные снимки выстроены вокруг искр и запомнились благодаря им же.
Айртон Сенна сражается с Найджелом Мэнселлом на Гран-при Испании 1991 года.
Жан Алези рвет по улицам Монако в 92-м.
Стефана Юханссона слепят снопы искр с болида «Брэбэма» Андреа де Чезариса в 87-м.
Яркая проездка Айртона Сенны в 94-м.
Наверное, самая красочная фотография с искрами из 91-го – наверное, по ней Нельсона Пике запомнили даже больше, чем по трем чемпионским титулам.
Откуда же они взялись раньше и почему продолжают появляться каждую гонку до сих пор? Не опасно ли это? Не стачиваются ли об асфальт важные детали машин и нет ли потому риска для зрителей? Нашли ответы на все эти вопросы.
Искры из-под болидов «Формулы-1» прочно вошли в телевизионные трансляции и список развлечений болельщиков на трибунах во второй половине 1980-х совсем не из-за желания команд выглядеть круто. Вообще-то яркость стала побочным эффектом все большего ускорения машин: для этого просвет между днищем и асфальтом сокращали просто до предельных значений – ради повышения уровня прижимной силы.
Никакой магии: просто конструкторы следовали концепции граунд-эффекта (ускоряли поток воздуха под днищем, чтобы на разнице уровней давления болид просто присасывало к асфальту). Исчерпывающе схему его работы разобрали вот тут👇
«Формулу-1» спасут от скуки сверхопасным эффектом. Даже придумали, как избежать жестких аварий
В идеале, конечно, днище машины не должно было тереться об асфальт для стабильного генерирования прижимной силы, но при полной топливной нагрузке баланс авто менялся, оси придавливало к низу, и (особенно на торможениях, да и кочек в те времена было немало) нижняя часть регулярно пахала дорожное покрытие. Публика была в восторге.
Некоторые гонщики даже пытались использовать искры в битвах с соперниками! Все тот же Мэнселл рассказывал, как искал кочки на трассе, чтобы искры мешали преследователям готовить атаки – все-таки они и правда серьезно ухудшали обзор и оставляли черный налет на визоре шлема!
Все изменила смертельная авария Айртона Сенны на Гран-при Сан-Марино 1994 года. Хоть конструктор того самого рокового болида «Уильямса» Эдриан Ньюи и склоняется к пилотажной ошибке Волшебника как основной причине трагедии, но и признает и огромные проблемы машины – в том числе и по части деталей, высекавших искры.
В гибели Сенны винят поломку машины. Но версия с рисковым пилотажем вновь актуальна
«Окно дорожного просвета, с которым машина хорошо работала, оказалось слишком маленьким, – рассказал инженер. – Воздушный поток «срывал» диффузор, как только передняя часть бокового понтона слишком сильно сближалась с асфальтом (например, на кочке)».
В итоге ФИА запретила чрезмерно маленький дорожный просвет, вызывавший аэродинамическую нестабильность. Для контроля за соблюдением правила делегаты обязали команды установить на днище каждой машины 10-миллиметровую доску – за любой износ свыше одного миллиметра следовала моментальная дисквалификация (испробовано Михаэлем Шумахером на Гран-при Бельгии 1994-го).
Для установки пластины на днище инженеры использовали кевлар – крепкое и легкое синтетическое полимерное вещество, использующееся в бронежилетах, касках и для армирования покрышек. Он, как правило, стирался и разлагался при нагреве и «пропахивании» асфальта – эпоха искр ушла в прошлое.
Но в 2015-м правила вновь изменили: ФИА потребовала заменить кевлар на титан. Просто за 20 лет развития и работы с пластиной команды обнаружили, что при изменении системы крепления, грамотном расположении и балансировке полимерных креплений машину вместе с пластиной можно опустить ниже обычного. В итоге инженеры придумали конструкцию, при которой изнашивалась в первую очередь структура крепления, а деревянная доска оказалась нетронутой.
Но из-за более частого и сильного контакта с асфальтом и роста нагрузок при постоянно увеличивающейся массе машины полимерные материалы время от времени начинали разрушаться и «отстреливать» здоровенные горячие куски во все стороны. Более того, технические делегаты выяснили, что отломанные детали скапливались на внутренних и внешних поребриках треков и серьезно повышали износ шин. А на Гран-при Бельгии 2014-го они даже вызвали два прокола! В итоге ФИА быстренько решила прикрыть опасность, не дожидаясь новых трагедий.
Титан оказался идеальной альтернативой: он изнашивался быстрее полимерных составов, заставляя команды все же контролировать дорожный просвет (для чего, собственно, и придумали это правило!), и при контакте с асфальтом разрушался на более мелкие фракции, предотвращая проколы с прочими непредвиденными ситуациями. А заодно и искрил с удвоенной силой, вернув зрителям давно полюбившееся зрелище!
Именно поэтому мы до сих пор можем наблюдать вот за такими моментами в Гран-при.
Да, во время ночных гонок искры определенно еще прекраснее!
Конкурент «Ф-1» выстрелил восхитительным ракурсом съемок – глазами пилота. Машины там трясутся, как в боевиках
«Формула-1» наконец объяснила, как работает новая телеграфика по расходу шин. Производитель покрышек обвинял ее во лжи
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Clive Mason, Mark Thompson, Dean Mouhtaropoulos, Charles Coates, Lars Baron
Автор