Сказочный идиот.
Затишье в автоспорте коснулось не только «Формулы-1»: в мире встали вообще все серии – включая американские «Индикар» и NASCAR. Пилоты в ожидании рестарта сезона развлекаются тем же методом, что и европейские коллеги – виртуальными заездами в iRacing и других симуляторах. Правда, кажется, далеко не всех участников местных чемпионатов можно назвать гениями.
В ночь с 12 на 13 апреля самая популярная серия США NASCAR Cup Series и гонщик Ландон Кассиль организовали виртуальный заезд по старому овалу Монцы Monza Madness со стримами на всех официальных каналах серии и приглашенными звездами из «Индикара» (позвали даже бывшего пилота «Ф-1» Нельсона Пике-младшего). К показу подключилось и большинство пилотов с твич-каналами, но в самом начале ивента на тренировочных заездах случилось катастрофа по меркам США.
Тот самый момент, уничтоживший карьеру Кайла Ларсона в NASCAR.
Cлово «ниггер» на стриме.
И бесценная реакция Джозефа Ньюгардена. pic.twitter.com/2R62ZwC0ub
— Формула-1 (@sports_auto) 14 апреля 2020 г.
Во время стрима пилот NASCAR Кайл Ларсон долго пытался понять, слышит ли его споттер (человек, который следит за ситуацией на треке и отрывами) – тот никак не реагировал на вопросы парня. А потом… гонщик «Чип Гэнасси» зачем-то произнес в микрофон на весь общий чат «Эй, ниггер». И лицо чемпиона «Индикара» Джозефа Ньюгардена приобрело крайне занятное выражение в стиле «это что, парень сейчас убил карьеру в прямом эфире?»
«Вау!» – отреагировал Аарон Макикран.
«Кайл, ты вообще говоришь со всеми», – просветил Энтони Альфредо.
«И да, мы все слышали», – Аарон Макикран.
«Да, упс!» – отреагировал Конор Дэйли (который сам недавно потерял спонсоров из-за полурасистских высказываний отца 25-летней давности).
Но это еще что – реакция восходящей звезды «Индикара» Колтона Херты оказалась еще эмоциональнее!
«Да ладно! Какого хера только что произошло?!»
Недоумеваете, с чего такой крик? Просто момент попал в прямой эфир – а онлайн смотрели суммарно около 200 тысяч человек. Как сказал Дэйли, масштабный «упс».
В США крайне болезненно относятся к любым проявлениям расизма и уничижительного отношения к другим расам (особенно к настолько идиотским и неуместным) – Ларсон моментально словил отстранение от команды без зарплаты, а потом и увольнение с бессрочным баном от NASCAR вместе с принудительным обязательством посещения курсов по расовой терпимости.
Но мерами от чемпионата дело не закончилось: день спустя Кайл внезапно обнаружил, что остался практически без спонсоров. Банк CreditOne – крупнейший партнер пилота – объявил о разрыве отношений. Далее все связи обнулила компания Fiserv. Последовал отказ в сотрудничестве и от «Маклональдс». Третий личный спонсор (совсем небольшая наклейка на машине) Advent Health поддержал отстранение пилота и осудил его высказывание, но официально о разрыве отношений не объявлял. Тем не менее, формулировки намекают на скорое решение – а ведь эти три компании составляли пул партнеров Кайла на 28 из 36 заездов сезона-2020.
Но эпичнее всего стал бан от «Шевроле» – теперь Ларсон не сможет гоняться в NASCAR на машинах этой марки. Это половина пелотона!
Лишь один партнер пока остался с парнем – компания Plan B Sales, производящая модели машин NASCAR. Они объявили о «гордости за Ларсона за способ, с которой он разобрался в ситуации».
Сколько же составят потери в деньгах? Самые крупные партнеры лучших команд (вроде альянса компании Farmers и Hendrick Motorsports в поддержку пилота примерно сходного уровня с Ларсоном) платят примерно по 660 тысяч долларов за гонку. Кайл выступал за середняков и пока ни разу не шел на титул, так что его стоимость явно ниже примерно вдвое – так что Credit One платил вряд ли более 300 тысяч. «Макдональдс» и остальные компании за маленькие наклейки добавляли еще до 100 тысяч – итого ориентировочно 400 тысяч долларов за гонку, или 11,2 миллиона за весь сезон.
Правда, все спонсоры останутся с командой «Чип Гэнасси» – фактически финансово пострадает один лишь Ларсон. Конечно, пилот без титулов и регалий редко получает большой процент от сделок с личными спонсорами – как правило, речь идет о доле в 5%. Итого одного слово стоило Ларсону примерно 560 тысяч долларов – и это без призовых, бонусов (могут составлять несколько миллионов за сезон в зависимости от результатов) и стандартных гонораров от команды. Неудивительно, что теперь приходится извиняться.
«Мне нет прощения. Меня растили не так, я сказал чудовищную вещь, – заявил Кайл через твиттер. – Мне стыдно перед семьей, друзьями, родителями, сообществом NASCAR и в особенности перед афроамериканским сообществом. Я понимаю, что нанесенный мной урон, скорее всего, невосполним, и я полностью признаю свою ответственность. Просто хотел, чтобы все знали, как мне жаль. Надеюсь, все будут в порядке в это безумное время».
Но потеря огромной суммы денег за одно лишь слово в виртуале – еще не пик иронии. Самое смешное – в пути Ларсона на вершину NASCAR: вообще-то он попал в самую популярную серию Америки в 2014-м после участия в специальной программе чемпионата для расширения представительства национальных меньшинств! Просто его мать – потомок японских иммигрантов, и потому у Кайла и появился шанс пробиться в элиту местных гонок (денег у его семьи не было, и без помощи NASCAR пиком его карьеры стали бы региональные овалы на грязи в старых колымагах).
Причем Ларсона вообще-то считали одним из самых перспективных пилотов США: в 2014-м под его приход «Чип Гэнасси» даже зачистил кокпит увольнением самого Хуана-Пабло Монтойи – бывшей суперзвезды «Ф-1» и одного из самых ожесточенных соперников Шумахера!
В итоге за шесть лет Кайл выиграл «24 часа Дайтоны» (в 2015-м), победил в 6 гонках высшей серии NASCAR Cup Series и считался будущим чемпионом.
«Нет никаких сомнений: Ларсон – среди лучших гонщиков NASCAR с 2016-го», – написал в колонке на The Race спец по американским сериям Джек Бенайон.
Именно Ларсона называли главным лотом в грядущем вале трансферов в 2021-м – когда у множества лучших команд завершались контракты с действующими гонщиками. №42 связывали слухами с лидерами серии Hendrick Motorsports, Stewart-Haas Racing и Joe Gibbs Racing. Теперь переход к первым абсолютно исключен (как минимум по линии бана «Шевроле»), а контракт в других топах ему светит только в случае отказа всех остальных гонщиков. Все-таки в США очень долго помнят расистские скандалы.
Внезапный камбек возможен – из-за грядущих массовых проблем со спонсорами
Есть ли шанс на возвращение? Невероятно, но теоретически это возможно. Пандемия, коронавирус и карантины творят в этом году не только ужасы, но и чудеса.
Все из-за спонсорской модели, существующей в NASCAR: в отличии от Европы, партнерские сделки заключаются не на сезон, а по количеству гонок. То есть компания платит команде фиксированный прайс за заезд, добавляет оговоренные бонусы, а после может смело прекращать сотрудничество без ошеломительных штрафных санкций и убытков.
Из-за надвигающегося кризиса, связанного с бесконечными карантинами, большинство компаний точно потерпит огромные убытки – многие из них уйдут из гонок просто для сокращения затрат и сохранения рабочих мест. Система контрактов в NASCAR запросто позволит провернуть подобное – и заодно откроет возможности для мелких фирм. Падение доходов от крупных спонсоров снизит требования команд к плате за гонку, и желающие рискнуть и проверить эффективность интеграции с автоспортом вполне могут войти в чемпионат на короткой и недорогой сделке.
Здесь и появляется шанс для Ларсона: если он добьется снятия бана от NASCAR, найдет деньги на один-два заезда и порвет всех (относительно уровня машины и команды, конечно же) – то теоретически может вернуться в шорт-лист топов на 2021-й. Все-таки в условиях кризиса и меньших спонсорских вложений сторонние компании не смогут с той же силой диктовать условия по найму гонщиков лучшим коллективам – результат и шансы на титул станут важнее.
Правда, найти даже мелкого партнера в наши безумные времена будет очень непросто: компании чрезвычайно болезненно относятся к любым скандалам. К примеру, в начале апреля другой пилот NASCAR Бубба Уоллес потерял реального спонсора просто из-за того, что в ярости отключился от официального виртуального заезда после столкновения с конкурентом. В мире с пандемией к каждой секунде даже онлайн-гонки надо относиться к максимальной серьезностью – и, похоже, непонимание новой реальности казнило карьеру Ларсона в максимально идиотском стиле.
По крайней мере, теперь вы знаете еще одну причину смотреть виртуальные гонки. Да, в них настолько весело.
Дональд Трамп дал старт главной гонке США с призовым фондом в $23 миллиона. А потом на лимузине возглавил пелотон
Лидер главной гонки США перевернулся на последнем круге. Финишировал на крыше в искрах и отправился в больницу
Трехкратный чемпион NASCAR врезал по лицу болельщику после гонки
Фото: Gettyimages.ru/Matt Sullivan; instagram.com/kylelarson42
Автор