Компания Audi, разрабатывая компактный хэтчбек, разумеется, не могла себе позволить сделать обычный, семейный, практичный автомобиль. Требовалось что-то оригинальное, яркое, со спортивным характером. Были учтены и опыт неудачи модели А2, и новые модные молодежные тренды. В результате получился А1 – компактный хэтчбек со стремительным силуэтом, только 3 двери и задатки городского спорт-кара. Если не считать заряженные 3-дверные версии массовых хэтчбеков, то этот класс автомобилей пока малочисленный, и мы можем назвать, пожалуй, только пару прямых соперников – это, конечно же, Mini Cooper, да еще, недавно появившийся, Citroen DS3.
А1 – настоящий Audi: лаконичный фирменный дизайн с большой 6-угольной радиаторной решеткой, острый взгляд ксеноновых фар со светодиодными зигзагами маршрутных огней, контрастный полукруг дуги крыши, короткая корма с большим наклоном стекла, придающая машине стремительность. В автосалоне удалось посмотреть на машины темных расцветок и без серебристой дуги по контуру крыши – выглядят они, надо сказать, мрачновато. А вот наша – ярко красная – то что надо, именно такая расцветка для А1 подходит больше всего, подчеркивая все достоинства дизайна.
Кстати, и контрастная дуга крыши, и передние фары со светодиодными зигзагами, и эффектные задние светодиодные фонари – все это опции, как и многие другие, которых в нашей машине по максимуму. А еще: самый мощный из доступных 122-сильный турбодвигатель объемом 1,4 л в сочетании с 7-ступенчатой роботизированной трансмиссией S-tronic и электронной имитацией блокировки переднего межколесного дифференциала.
На самом деле Ауди А1 не такой уж и маленький, при почти 4-метровом кузове, он крупнее и немного шире своих соперников. И то верно, нечего почитателям немецкого премиум-брэнда ютиться в тесноте. На передних креслах «единички» вольготно людям любого роста: оптимальный профиль, хорошие фрикционные свойства обшивки приятной на ощупь, внушительная боковая поддержка, широкие пределы механических регулировок, в том числе и по высоте, есть регулировка поясничного подпора. Передняя панель оригинальна и напоминает другие Audi только качеством отделочных материалов и тщательностью подгонки деталей, выверенностью работы переключателей и кнопок. И только отличный трехспицевый руль с кожаной обшивкой не оставляет никаких сомнений, что вы в Audi. Круглые сопла воздуховодов с хромированными ободками удачно оживляют черный интерьер. А что это сверху в центре передней панели? Нет, это не дополнительный «бардачок», а выдвижной дисплей бортовой мультимедийной системы MMI. В ней «зашиты» многочисленные регулировочные и вспомогательные функции, а управляется система круглым контроллером и кнопками в центре консоли – все удобно и логично. Крупные приборы, хорошая обзорность, оптимальные посадка и взаиморасположение органов управления. Вообще эргономика «единички» великолепна, и придраться решительно не к чему. Разве что, нелогичный шаг оцифровки спидометра мешает восприятию информации.
Климат-контроль довольно быстро устанавливает заданную температуру, и мы отправляемся в путь. Кнопкой «старт», которой заводится двигатель, сейчас уже никого не удивишь, а вот система «старт-стоп» пока еще в новинку. Она глушит мотор на кратковременных остановках перед светофорами и в «пробках», а затем вновь автоматически запускает его, что помогает реально экономить топливо. Происходит это так: при нажатой педали тормоза двигатель глохнет уже через пару секунд после остановки, при этом, все остальные системы в автомобиле продолжают работать в прежнем режиме. Стоит отпустить «тормоз», мотор тут же оживает, и машина начинает катиться вперед в ожидании команды акселератора на ускорение. Таким образом, чем продолжительнее остановки, тем больший эффект работы системы на экономию топлива. А ведь иногда в «пробках» приходится простаивать без движения по 10-15 мин., и мало кто из водителей при этом догадывается заглушить мотор, без толку отправляя в топку драгоценный углеводород. А здесь система все сделает сама наиболее оптимальным образом, но если ее услуги не нужны, то предусмотрена кнопка отключения. Но вот ползти с маленькой скоростью в «пробках» машинка не любит – «робот» путается в передачах, слегка подергивая автомобиль. В нормальных режимах движения трансмиссия вполне адекватна, переключается плавно, почти без задержек, вовремя находит нужные передачки. Моторчик бодрит звучанием и, как будто, живо откликается на педаль, обороты растут довольно быстро, но ускорение меньше ожидаемого, кажется, что часть момента «вязнет» в трансмиссии. Скорее всего, это пресловутые экологические настройки, коробка спешит перейти на высшие передачи. Если нужно максимально быстро ускориться, то все вопросы снимает режим S в трансмиссии. Тогда машина стреляет на заявленные в паспорте 8,9 с до «сотни». Зато в «стандарте» достигается максимальная экономия, да и разгон замедляется, на само деле, незначительно, на пару секунд.
Руль настроен идеально, машина точно чертит дугу, при переборе со скоростью на входе в поворот происходит не снос, а скольжение всеми четырьмя колесами, которое переходит в плавный занос, легко корректируемый рулем. Благодаря прозрачному рулю, чувствуются малейшие нюансы движения, приятно и то, что толчки от дороги на «баранку» почти не отдаются. Система стабилизации вмешивается не сразу, а дает водителю немного поскользить, и только в ответ на корректирующие действия рулем, аккуратно помогает заправить машину в поворот.
Крены в повороте минимальны, подвеска жестковата, но неровности она отрабатывает собранно и тихо, не докучая слишком подробным повторением профиля дороги. Мелочь почти не чувствуется, особенно с ростом скорости. И только крупные колдобины отдаются заметными ударами, но без пробоев, а машина при этом четко следует заданной траектории. И в любых условиях движения водителя сопровождает достойный акустический комфорт, приятный рокот мотора доносится лишь на высоких оборотах в начальной фазе ускорения, а затем, когда движение стабилизируется, вновь становится тихо даже на автобанных скоростях. Что касается электронной имитации блокировки дифференциала, то на снегу момент ее срабатывания ощутить не удается, но, вероятно, это она помогает эффективно заправлять машину в поворот. И по рыхлому снегу «единичка» с «блокировкой» идет увереннее, но если снег глубокий то машина слишком рано начинает цепляться за него защитой картера, дорожный просвет всего 120 мм. А это для наших зимних, да и летних дорог не есть хорошо. В колеях на второстепенных проездах то и дело слышится скрежет днища по наледи. Тормоза хороши в любых режимах, даже на миксте машину «не крестит», причем наш автомобиль был обут в нешипованные зимние шины.
А что задние места? Можно констатировать, что Audi А1 реально – автомобиль с посадочной формулой 2+2, более менее сносно там будут чувствовать себя только дети. Взрослый человек даже среднего роста уместится там с трудом в распор между покатой крышей и спинкой переднего кресла – долго не выдержать, и поручней здесь нет. А еще сюда удобно класть сумку, тем более что багажник относительно невелик – 270 л. Как в любом хэтчбеке, задние сиденья, конечно, складываются для увеличения грузового объема, но и здесь есть нюанс: спинки раздельные, а подушка-то цельная. Впрочем, невооруженным взглядом видно, что эта машина не для утилитарных целей. Что греха таить, А1 – автомобиль эгоиста, любящего погонять, причем, как представляется, это должен быть очень уж молодой человек, не обремененный семьей, или, что еще вероятнее – девушка. Им, молодым да динамичным, автомобиль способен подарить массу удовольствия за рулем, именно для этого он предназначен, прежде всего, а уж затем — играть роль транспортного средства. Солидному мужчине, даже легкому на подъем, этот довольно непрактичный автомобиль, вряд ли подойдет. Так что, мужчины – дарите Audi A1 девушкам! Но позаботьтесь, чтобы они прошли хорошую школу водительского мастерства и контраварийной подготовки, чтобы потенциал этой машины был по-настоящему востребован.
А теперь о минусах. По большому счету, единственный и самый внушительный минус «единички» — цена. Наша алая «ласточка» в максимальной комплектации Ambition потянула на 1250000 руб! Да, здесь множество всевозможных опций и хорошего драйва, но, тем не менее, все это упаковано в пределы компактного хэтчбека… Можно не гнаться за амбициями и сэкономить, выбрав базовую машину с таким же мотором и 6-ступенчатой «механикой» в исполнении Attraction за 836900 рублей. А машина со стандартным 86-сильным мотором объемом 1,2 л и 5-ступенчатой КПП стоит от 807800 рублей. Но тогда какой же драйв? Так что оптимальным, мне видится все же средний вариант.
Технические характеристики Audi A1
(Данные производителя)
Кузов — 3-дверный, несущий, стальной
Число мест — 4
Габариты, мм
Длина — 3954
Ширина — 1740
Высота — 1416
База — 2469
Клиренс – 120
Снаряженная масса, кг — 1190
Полная масса, кг — 1575
Объем багажника, л — 270/920
Двигатель – бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом
Число и расположение цилиндров — 4, в ряд
Объем, л — 1,4
Мощность — 122 л.с. при 5000 об/мин
Крутящий момент — 200 Нм при 1500-4000 об/мин
КПП — 7-ступенчатая роботизированная
Привод — передний
Передняя подвеска — независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска — полузависимая, пружинная
Максимальная скорость, км/ч — 203
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с — 8,9
Расход топлива на 100 км, л
Городской цикл — 6,5
Загородный цикл — 4,6
Смешанный цикл — 5,3
Топливо – бензин АИ-95
Шины – 215/45 R16
Альтернатива
Mini Cooper тоже недешев и со 122-сильным мотором и механической КПП (без кондиционера) стоит от 800000 руб. А самый упакованный Cooper – свыше 1300000 руб. Есть еще Mini Cooper S со 184-сильным мотором – от 1075000 руб. Базовый 98-сильный Mini One стоит от 730000 руб.
Citroen DS3 в «базе» с моторм1,6 л (95 л.с.) стоит от 649000 руб. Самый мощный турбированный 150-сильный DS3 и 6-ступенчатой механической КПП стоит от 815000 руб. Нашпиговав автомобиль опциями, можно поднять цену до миллиона.
Фотографии теста Audi A1
Автор: Денис Мартынов, специально для TAVTO.RU
Источник: