Когда появилась LADA XRAY, то от своего донора платформы B0 она унаследовала не только достоинства, но и массу недостатков, дававших повод для постоянной критики. А сейчас с появлением версии XRAY Cross пришла пора работы над ошибками и устранением недостатков. И действительно, это не просто новая версия, а во многом, другой автомобиль, поскольку работа была проделана немалая.
Даже во внешности произошли изменения к лучшему, хотя появились всего лишь накладки из черного пластика по нижнему периметру кузова и увеличенный клиренс. Но обычному “Иксрею” этого, как раз, и не хватало. Колесные арки казались маленькими, и делали автомобиль визуально не в меру располневшим. Теперь же, черный кант по аркам зрительно увеличивает их, а крупные 17-дюймовые колеса и увеличенный клиренс дополнительно приподнимают автомобиль, меняя пропорции и делая внешний вид более пропорциональным и гармоничным. Немного изменились, также, бампер и радиаторная решетка, но это не бросается в глаза. Теперь XRAY больше похож на кроссовер, хотя, привод по-прежнему только передний и полного не будет.
Основные изменения и новшества – в ходовой части. Инженеры серьезно перетряхнули переднюю подвеску. Нижние передние рычаги уступили место новым L-образным, сделанным по примеру Весты. От Весты же достались и новые передние поворотные кулаки в сочетании с новыми внешними ШРУСами, что дало и прибавку по ширине колеи на 19 мм. В результате, плечо обкатки стало вместо положительного – отрицательным, что должно компенсировать увод машины в сторону при торможении на миксте. Новую картину шасси Икрея дополняют, так же, оригинальные пружины и амортизаторы с удлиненным ходом и повышенной жесткостью, стабилизатор поперечной устойчивости с улучшенной геометрией, и все это смонтировано на модернизированном подрамнике. А сзади из новшеств только дисковые тормоза, позаимствованные у Весты SW Cross.
Чтобы улучшить управляемость и избавить XRAY от ударов на руле на плохой дороге, было принято решение поменять все компоненты рулевого управления. Установлены новая рулевая рейка и новый электрогидравлический усилитель руля фирмы Автоэлектроника. Он сделан по примеру Гранты, но мотор и настройки свои. Установлена и оригинальная телескопическая рулевая колонка с регулировкой по высоте и вылету.
Под капот Кроссового Иксрея пока устанавливается только 122-сильный двигатель 1,8 л в сочетании с 5-ступенчатой «механикой» Renault. Поначалу у этих моторов были проблемы с расходом масла, но теперь, как будто, с ней справились, установив новые маслосъемные колпачки. Появление двигателя 1,6 л в гамме будет зависеть от спроса. В дальнейшем, также, ожидается «робот» АМТ, а еще позже, возможно, вариатор.
В интерьере изменений, на первый взгляд, немного, но они существенные. И наша тестовая машина в максимальной комплектации Luxe Prestige иллюстрирует их наилучшим образом. К богатой комплектации Иксрея добавилось еще несколько важных опций: подогрев обода руля, причем по всей окружности, вполне удобный бокс-подлокотник и шайба системы Ride Select, о которой подробнее в ездовой части теста.
И одно из важнейших новшеств – передние кресла. Почему-то от кроссовера Renault Kadjar кресла взяли не целиком, а только спинку, скомбинировав ее с прежней подушкой, в которой изменили набивку боковых валиков. В целом, гибрид получился неплохой, удобнее прежних кресел, но и здесь есть «ложка дегтя». Валики боковой поддержки спинки кресла расставлены слишком широко, надо поправляться на 40-50 кг, чтобы разместиться между ними плотно. А если за рулем окажется хрупкая девушка, то она и вовсе будет болтаться по сиденью, как ложка в стакане. Похоже, кресла кроссовера Kadjar проектировали не иначе, как под Жерара Депардье.
Однако, у передних кресел есть и очевидный плюс, во всяком случае, у пассажирского. Его спинка складывается, не только для того, чтобы получить столик, но и для перевозки длинномеров свыше 2,5 м. А общий объем пространства для багажа при всех сложенных сиденьях, кроме водительского, возрастает до 1514 л, как у крупного универсала! XRAY Cross – пока единственный автомобиль российской марки, обладающий такой функцией. При этом, выдвижной ящик под сиденьем переднего пассажира – имеется и здесь!
К тому же, автомобиль теперь неплохо подготовлен для суровой российской зимы, обогрев сидений есть не только спереди, но и сзади. Его кнопки расположены на торце центральной консоли, совместно с USB-разъемом для подзарядки гаджетов и 12-вольтовой розеткой. Удобства и простора для задних пассажиров стало больше. Это не заметно глазу, но изменилась компоновка заднего дивана, который сместился на 25 мм назад и на 4 мм вниз, а спинка установлена чуть вертикальнее. С нового года такой диван получит и обычный XRAY.
Комплекс проделанных работ исключительно положительно сказался на ходовых качествах автомобиля, практически во всех ездовых дисциплинах XRAY Cross ведет себя лучше стандартного варианта. Руль налился достаточно информативным усилием, исчезли удары на «баранке», автомобиль теперь гораздо более уверенно держит прямую и не рыскает. Если и не идеально, то очень неплохо. И с плавностью хода все осталось на хорошем уровне, ужесточение пружин не повлияло на комфорт, и даже большие колеса этому не помеха, у Кросса достаточный запас энергоемкости подвески. Небольшое увеличение центра масс, тоже повлияло на характер управляемости, на покрытиях с пониженным коэффициентом сцепления автомобиль приобрел легкую избыточную поворачиваемость, но ее несложно контролировать и корректировать.
А еще, автомобиль стал довольно тихим, во всяком случае, разница с обычным Иксреем налицо. В этом заслуга целого пакета новых шумоизоляционных материалов, которые расположили практически по всему периметру кузова. И основной эффект дают ворсистые подкрылки колесных арок, а также маты пола и моторного щита из аналогичного материала. Исчез постоянный резонансный гул, досаждавший на обычном Иксрее.
Двигатель требует чуть выше оборотов при старте, но затем неплохо тянет во всем диапазоне и хорошо сочетается с французской коробкой передач, но шестая передача тут точно не помешала бы. Теперь по работе к мотору практически нет претензий, похоже, изменили программу управления двигателем. И масло он больше не жрет. Что еще пожелать? Разве что, лучшей топливной экономичности. Разгон подстегнуть теперь можно кнопкой Sport, которая заметно обостряет отклик на нажатие акселератора, так, что колеса начинают буксовать на первых трех передачах. Прирост скорости, по большей части, уходит в шлифовку, но бодрит! В этом режиме нужно учиться строго дозировать тягу.
Что касается улучшенной проходимости, то я бы на это особо уповать не стал. По паспорту XRAY Cross имеет 215 мм клиренса, на пару сантиметров больше прежнего. Возможно, без учета защиты картера это и так, но, вооружившись рулеткой, под стальной защитой я намерил всего 170 мм. Да, чуть выше стала дуга рампы, на порогах некрашеный пластик, углы въезда и съезда больше на считанные градусы. Но в замерзшей колее XRAY Cross также скоблит защитой об выступы и неровности, как любая ВАЗовская легковушка. Но если на «девяточке», например, некоторые препятствия можно попробовать взять ходом, то на Иксрее такой фокус не пройдет – дорогущие бамперы поломаешь.
Шайба системы Ride Select дает лишь иллюзию вездеходных способностей. Хорошо, конечно, что есть возможность отключить систему стабилизации на скоростях до 58 км/ч, но специальные режимы «песок», а также «снег/грязь» не дают сколько-нибудь существенного эффекта при отсутствии полного привода. Вся помощь сводится к тому, что в режиме «снег/грязь» электроника позволяет больше буксовать, включает электронную блокировку дифференциала (EDL) и разрешает блокировать колеса при торможении, чтобы нагрести бруствер. А в режиме «песок» — строже пресекает все пробуксовки. Но в реальном бездорожье эффекта от всего этого – минимум, и надо постоянно помнить, что если в одном из режимов вы разогнались до 58 км/ч, то электроника перейдет в базовый режим движения и уже не вернется автоматически при снижении скорости. Все, на что хватает автомобиля – это преодолеть не слишком рельефную «диагоналку» по сухому грунту, благодаря электронной блокировке дифференциала. И на том спасибо!
В любом случае, XRAY Cross получился более интересным, чем стандартный вариант и увеличение его цены в среднем на 90 тысяч рублей вполне оправдано. Cross воспринимается как более цельный и добротный автомобиль с улучшенными ездовыми и потребительскими свойствами. Цены стартуют от 730 тысяч за версию Classic, но особенно интересные опции, которые характерны именно для Кросса, устанавливаются, начиная с комплектации Comfort за 810 тысяч. Ну а максимальная комплектация, такая, как у тестового автомобиля, с полным набором возможных плюшек тянет на 889 тысяч рублей.
Есть хорошие новости и для тех, кто не склонен переплачивать за кроссоверный антураж и вполне удовлетворится стандартным Иксреем. Недавно объявлено, что цена новой базовой версии Standard снижена на 40 тысяч и составляет 590 тысяч рублей. АвтоВАЗ стремится позиционировать разные версии Иксрея подальше друг от друга, разводя их по разным нишам.
Технические характеристики Лада XRAY Cross (Данные производителя)
Фотографии с тест-драйва LADA XRAY Cross
Автомобиль для тест-драйва предоставлен автосалоном «КАН АВТО».
Источник: