Об эксплуатации нового вида общественного транспорта думают только в России. Белорусские чиновники знают о проекте, но ОАО «МАЗ» интереса к гибридам не проявляет.
Интервью с гендиректором российского представительства инжиниринговой компании «Ё-инжиниринг» Андреем Гинзбургом пришлось ожидать несколько месяцев: ссылаясь на новый проект, руководитель откладывал встречу. Причина выяснилась в конце ноября: из минской мастерской, что в промзоне Шабаны, вышли четыре ё-электромобиля. Выполненные в двухцветной гамме, машины заметно отличаются дизайном от гибридного ё-мобиля. Проект, документация по которому продана за 1 евро, будет жить, трансформировавшись в ё-электромобиль?
«Нет, проект ё-мобиля закрыт, — пояснил Гинзбург «Ежедневнику», — компания выполнила заказ по изготовлению и сертификации партии премиальных инновационных автомобилей, два из которых – синего и красного цветов уже переданы заказчику и владельцу нашей компании Михаилу Прохорову. Синий подарен лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому, что будет с остальными, мне не известно. Скажу только, что на четвертом ё-электромобиле будем отрабатывать технологии: в последнее время у компании появилось много сторонних проектов».
Логично, что, закончив проект ё-мобиля, компания занялась новыми направлениями работы. В каких областях готов применить знания создатель первого российского гибридного автомобиля, решил выяснить «Ежедневник».
— За счет чего выживет «Ё-инжиниринг» и с какими странами намерен работать?
— В России и Беларуси интерес к собственным разработкам достаточно низок: практика выделения денег на их освоение порочна, эффекта нет. Наша компания обладает порядка 20 патентами на ключевые разработки: стартер электрической машины, суперконденсатор, охлаждаемый стартер электрической машины, привод автотранспортного средства. Половина находится в международной фазе.
— Подобно белорусским программистам, работать намерены на зарубежные компании?
— В Америке и на Западе жесткая конкуренция – мир инжиниринга устоялся. Поставщики инжиниринговых услуг прошли процедуры внутреннего одобрения у компаний, которые пользуются только их услугами. Связи с партнерами поделены, к новичкам относятся недоброжелательно. Получить интересную работу можно разве что у стартапа, не обладающего крупными суммами для оплаты работы крупных компаний, или демпингуя.
— Велика ли конкуренция среди инжиниринговых компаний?
— Да. В мире существует около 10 крупных инжиниринговых фирм, на каждой из которых работает по несколько тысяч человек.
— Однако ваша компания наверняка привлекает внимание благодаря ё-мобилю?
— Повышенного интереса нет, тем более что многие считали наш проект несерьезным. Приложение компании вижу на российском рынке – в связи с общеэкономической ситуацией, работы на Западе становится меньше, а в России предложений инжиниринговых компаний почти нет, как, впрочем, и спроса на них.
Нам поможет ориентация на импортозамещение, нишу для себя видим большую и находимся на стадии коммерциализации собственных разработок.
Легковыми автомобилями заниматься не хотим – это нелюбимая Минпромторгом России отрасль, на которую практически не выделяются бюджетные средства, за все должны платить производители этого потребительского продукта. В ходе работы над ё-мобилем получены патенты, знания и технологии, позволяющие надеяться, что тема гибридного городского транспорта будет жить. Понимая возможности технологий и потребности рынка, мы решили изменить вектор, занявшись городским общественным транспортом.
— Говорите об электробусах?
— Нет. Идею электробусов можно называть профанацией, поскольку их высокая первоначальная стоимость не окупится во время эксплуатации. В Китае, США и некоторых европейских странах тема электромобилей развивается только благодаря очень серьезной государственной поддержке, у нас из-за ее отсутствия экономического эффекта достичь не удастся.
— Как представительство российской компании и нерезидент Беларуси, вы работаете на Россию. А что ответите МАЗу, если тот заинтересуется вашими разработками?
— Мы – коммерческая структура, которая работает с любыми компаниями. В Беларуси про нас знают, производство видели высокопоставленные гости. Но о сотрудничестве речи пока нет – люди потеряли веру.
— Не так давно МАЗ представил новую пассажирскую технику, которая вывезет из кризиса – длинный троллейбус и газовый автобус. Нуждается ли белорусское предприятие в ваших услугах?
— Да, хотя будет всячески оттягивать момент освоения новых трансмиссий. Думаю, МАЗ обратится, когда начнет терять продажи из-за появления в СНГ новых продуктов.
— Говорите о продукции, над которой работаете в настоящее время?
— «Ё-инжиниринг» развивает программу гибридных трансмиссий для городского транспорта. Речь идет компонентах, которые могут быть использованы для модернизации существующего городского автобуса с улучшением его характеристик. Любой производитель автобусов сможет применить ее, получив как минимум 30-, а то и 50-процентное снижение стоимости эксплуатации.
Технология работает с дизельными и газовыми моторами, потребуется – будет работать с бензиновыми. Кроме того, есть возможность переоборудовать в гибридный любой существующий автобус.
— В какую сумму обойдется переработка обычного автобуса в гибридный?
— Порядка 50 тыс. евро – столько стоит комплект трансмиссии на стандартный автобус. Когда выйдем на тираж хотя бы 1 тыс. комплектов в год, стоимость гибридных автобусов сравнится с обычным – не более 200 тыс. евро. Не затрачивая больше, транспортники получат стоимость владения ниже на 30-50%.
Стоимость автобуса не должна измениться или же поднимется, но не намного – такова наша цель.
В традиционном дизельном автобусе в т.ч. производства МАЗ нет практически ни одного отечественного компонента. ДВС, коробка, мост, кардан, — все сделано за рубежом. Имея разработку электрического моста, генератора, накопителей, управления гибридной трансмиссией, которая запатентована и близка к алгоритму, использованному в проекте «ё-мобиль», мы хотим изменить ситуацию.
После окончания разработки комплектов трансмиссий и выпуска образца, запускаем их в производство для замены импортных комплектующих в наших автобусах.
— Объясняя «Ежедневнику» достоинства электробусов, главный конструктор по пассажирской технике МАЗ Юрий Сырокваш пояснил: техника экологична, но неэффективна из-за больших вложений в новые электробусы, заправочные станции, траты на электроэнергию. Есть ли такие проблемы у гибридов?
— Нет. Гибриды работают на традиционном топливе – природном газе или дизельном топливе, зарядные станции не нужны. Срок службы агрегатов трансмиссии больший, чем у традиционных механических, а стоимость эксплуатации, если сравнивать с традиционными транспортными средствами, практически в два раза ниже.
— В разговоре с «Ежедневником» один из конструкторов ё-мобиля Александр Синкевич пояснил: продукт получился не таким, как планировался, из-за маркетинговых игр превратившись в обычный автомобиль…
— Это так. Первоначальный концепт был очень жестко поломан, превратившись в неконкурентоспособный продукт. Но нельзя говорить о поражении. Во время работы появилась одна из лучших на русскоязычном пространстве дееспособная команда, в которой работают 80 высококлассных инженеров. Создано портфолио технологий ноу-хау и проектов, которые находятся на уровне европейских и американских разработок, а то и выше. Нынешняя задача – превратить этот багаж в деньги. Время – 2-3 года, за которое будут создан гибридный общественный транспорт.
Источник: