В мире реставрация автомобилей приносит большие деньги, в Беларуси о коллекционных машинах предпочитают молчать — слишком много проблем.
Прежде, чем зайти в мастерскую, меня попросили рассмотреть сотню фотографий очень старого автомобиля. Ржавый кузов, старая обивка на дверях, — в таком состоянии машины обычно идут на утилизацию. «А теперь заходите, — дверь, наконец, открылась, — только свет включу!». Мгновение — и блики нескольких ламп заблестели в хромированной решетке бампера, фарах и глянцевом кузове огромного Mercedes 220 S 1964 года выпуска. Реставратор Сергей Вантух наслаждался эффектом от автомобиля, которому до Oldtimer остался всего год.
Ретро-машины делят на две категории: Youngtimer (возраст от 25 лет) и Oldtimer (от 50). Автомобили, за которыми ухаживают, в категорию коллекционных переходят естественно, остальные везут к реставратору. Общее правило, применимое к «таймерам», — полное соответствие оригиналу и максимальное сохранение заводских деталей.
Вантух поочередно касается руля, приёмника, открывает бардачок восстановленного им Mercedes 220 S: «Приступив к работе, полностью разобрали автомобиль, каждую деталь очистили, сделали новое покрытие. Трудно определить, что здесь не родное»!
Разглядывая раритетный автомобиль, уже знаю: к реставратору он попал практически в полной комплектации, под капотом даже резиновые трубки остались. Вот только ухода не было — последние годы раритет тихо гнил на улице. Вид у него, кстати, был щегольский: белая крыша, ярко-синий кузов — явно не заводская окраска.
Задача реставратора — снять все «неродное», докопавшись до заводского цвета, максимально точно восстановить прежний облик. Этот Mercedes, к примеру, вышел с конвейера в цвете «белая ночь». Отыскав заводской каталог с палитрой цветов для S 220, Вантух посчитал — серый подойдет больше.
Ткани и резиновые детали редко переживают десятилетия. Но фабрики продолжают их выпуск: в мире спрос на Oldtimer устойчиво растет. Ткань для салона купили в Германии, уплотнители дверей заказали по каталогу.
Вантух достает с полки массивный том: на старые модели в возрасте от 15 лет и старше можно купить любую «резинку», предусмотренную производителем. Цены — от 15 евро за единицу. Выходит, реставрация автомобилей сегодня доступное дело, были бы деньги?
«С любовью к старым автомобилям надо родиться, — отвечает Вантух. — Америка, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Чехия, — в этих странах с высокой технической культурой машины не просто любят — уважают. Увидев старый автомобиль, наш человек попробует лечь на капот — сфотографироваться. В Европе попросят разрешения, при этом никто на машину даже не облокотится!»
Вспоминаю путешествия по европейским городам и олд-мобили, которые пришлось увидеть, включаю диктофон…
— Интерес соотечественников можно понять: первые иномарки в нашей стране появились только в начале 90-х…
— Всякое бывает. Однажды, передвигаясь по витебской трассе, увидел мелькнувший в окне старый кузов. Остановился, смотрю — у придорожного кафе едва ли не в огороде Mini Mac 2 начала 70-х годов прошлого века. На белорусских номерах! Кроме колес в машине ничего не было, поэтому владелец — хозяин кафе согласился продать Mini за смешные деньги. Сегодня автомобиль стоит в гараже, ждет времени, когда им займутся.
Но такое случается крайне редко: во времена развала СССР люди из Прибалтики, интересовавшиеся вопросом, вывезли много старой техники, не только автомобили. В Беларуси были интересные машины, но почти ничего не осталось. Знаю нескольких пенсионеров, которые «делают» «таймеры» в своих гаражах, знаю коллекционеров. Однако машины свои никто не афиширует: в частном владении попадаются достаточно редкие экземпляры, хотя откровений ни от кого ждать не стоит.
— Почему? Отреставрированный «хлам» превращается в дорогой автомобиль, привлекающий внимание?
— Да, но вложить в него придется на порядок больше. Средняя стоимость материалов и работ по восстановлению Oldtimer — от 35 тысяч долларов, время реставрации — от года и выше. Ценник зависит не от марки, а размера автомобиля. Скажем, «Волга» больше «Запорожца», значит, и реставрация обойдется дороже.
"Таймерами" занимаются самые разные люди — пенсионеры, служащие, бизнесмены. Одни восстанавливают эпоху, получая удовольствие, другие готовят автомобиль к перепродаже. Финансовую границу каждый определяет сам. Одни работают самостоятельно, другие обращаются к реставратору.
— Если владельцы Oldtimer не афишируют коллекции, то и реставраторы объявлений о поиске работы не дают? Сложно ли найти хорошего мастера?
— Сложно, но можно. Спрашивайте у любителей «таймеров», посещайте различные мероприятия и будьте осторожны — среди реставраторов много дилетантов. Видел машины, доведенные до ужасного состояния. Реставратор должен понимать эпоху, контролировать процесс уметь делать все сам.
— Чего хотят заказчики — точного воспроизведения или «красивой» машины?
— Внешний облик автомобиля зависит от технической культуры его хозяина. Случается, ничего, кроме желания владеть «таймером», у человека нет. Приходится проводить ликбез, рассказывать, какой машина была, что надо сделать. Людьми движет еще и финансовый интерес, ведь чем ближе машина к оригинальному исполнению, тем она дороже. Можно купить кузов за несколько тысяч долларов, вложить 35 тысяч долларов в ремонт, а продать значительно дороже.
— Выгодный бизнес…
— Только очень долгий. Нередко главная проблема — терпение заказчика. Некоторые не выдерживают, бросают начатое.
— В начале 90-х годов мой знакомый — начинающий бизнесмен и поклонник советской эпохи коллекционировал старые вещи. Начал с патефона, потом купил «Победу», старый «Запорожец». Вот только от машин решил избавиться — мол, кроме гаражей нужна компания, с которой на выходных можно «прокатиться в СССР». На Oldtimer некуда ездить?
— Состояние Mercedes S 220 — отличное, он пригоден к ежедневному использованию, было бы желание. Я уже не говорю, что статус человека, приехавшего за рулем такой машины на деловую встречу, повышается. Приехал — считай, сделал половину дела.
— К чему должен быть готов владелец таймера?
— К повышенному вниманию. Автомобиль соберет толпу, где бы ты ни остановился, а это всегда риск: раритет могут поцарапать, отвинтить что-нибудь. Даже на платной парковке машину желательно не оставлять, лучшее решение — гараж с постоянной температурой около 10 градусов тепла, хотя это, конечно, идеальные условия.
— На каком бензине работает двигатель этого автомобиля?
— А-80, которого давно нет. Мы используем добавки, понижающие октановое число.
— А сервисное обслуживание — на авторизованном СТО?
— Белорусские сервисные станции стараюсь избегать после обращения на одну из них за технической информацией о старой модели представляемого ими бренда. Не смотря на уверения о связи с заводом, никакой помощи мне не оказали, документацию о машине пришлось искать самостоятельно. Поэтому и сделанную мной машину лучше отремонтирую сам.
— А если понадобятся комплектующие?
— Закажу в Европе. Для Oldtimer можно найти даже кузовные детали.
— Не слишком ли дорогое удовольствие — ездить за рулем Oldtimer?
— А зачем живем? Радость надо получать от каждого дня! Я испытал огромное удовольствие, сев за руль этой машины после реставрации, а хозяин и вовсе сказал: «Зачем мне BMW Х5, если есть такая машина?»
— Сейчас договоримся до того, что старые машины в хорошем состоянии лучше новых…
— С машинами в возрасте от 40 лет и больше интересно работать — в них есть душа. В новых ее не вижу, не люблю побрякушки, не люблю, когда за тебя думает электроника. Чем проще автомобиль, тем легче устранить неисправность, произошедшую в дороге. Современную машину не отремонтируешь, даже если поймешь, что сломалось.
— Неужели простота ремонта определила ваш выбор?
— Этап старых автомобилей, сделанных в Америке и Европе, для меня, жителя СССР, пропущен — таких машин в стране просто не было. Поэтому хочу трогать руками символ эпохи. Такие вещи несут информацию, и она должна быть востребована.
— А вы, представитель редкой для Беларусь профессии, — востребованы?
— Старые автомобили — это хобби, дело, которым нравится заниматься. Мир коллекционеров узкий, все знают друг друга, случается, приходится консультировать россиян. Я помогаю в поиске «таймеров» и их комплектующих, реставрирую интересные машины. Дело это длительное, поэтому работаю с несколькими автомобилями одновременно, остальные ждут. А я чувствую себя свободным — и готов бросить все ради машины мечты, если она вдруг меня найдет.
Источник: