Мнение: чего ждать от Маркелова в Суперформуле

Японский формульный чемпионат стал в последние годы весьма популярным направлением для тех, кто уже перерос молодежные серии в Европе, но остановился на пороге Формулы 1. Достаточно всего двух примеров: Стоффель Вандорн и Пьер Гасли после своих побед в GP2 отправлялись именно в Японию.

Новейшее пополнение японского чемпионата – Артем Маркелов, о контракте которого с командой Суперформулы Le Mans было объявлено накануне. Так во что же он ввязался?

Для начала – хорошие новости: в этом году в Суперформуле будет новая машина, SF19, и это автоматически означает, что Маркелов пришел в серию в самый подходящий момент – когда техника будет новой для всех. Само собой, знание трасс и шин от Yokohama поможет тем, кто выступает в Японии уже давно, но адаптироваться придется и им, так что задача для новичков будет в определенном смысле упрощена.

Теперь новости не очень хорошие. Пусть Суперформула и является моноклассом, но она значительно либеральнее той же Формулы 2. Речь не только о том, что в чемпионате два поставщика двигателей, но и о большей свободе, предоставленной командам при работе с настройками. А это значит, что от силы коллектива зависит здесь очень многое.

В исторической перспективе Team LeMans – весьма успешная команда, но последние сезоны сложились для нее непросто. Последняя победа была одержана в 2014 году, а последний титул был завоеван в сезоне-1998. Феликс Розенквист пару лет назад провел в ее составе весьма добротный дебютный сезон, но затем  Team LeMans подписала соглашение с Томом Дильманом, и француз заработал за весь чемпионат в прошлом году всего пять очков.

Внезапная смерть ведущего инженера Кенджи Ямады в прошлом апреле тоже вряд ли помогла, и в паддоке долгое время ходили слухи о том, что LeMans оставит на сезон-2019 всего одну машину для Кадзуи Осимы. Тем не менее, Toyota оставила команде возможность получить и вторую на тот случай, если бы ей удалось найти пилота с достаточным бюджетом – им в итоге и стал Маркелов.

Кадзуя Осима

Теперь Артему нужно будет адаптироваться к совершенно иному стилю пилотирования по сравнению с тем, который он использовал в Ф2. SF19 генерирует намного больше прижимной силы. В этом смысле она даже ближе к Ф1, чем к Ф2. Плюс шины в Суперформуле не столь сильно подвержены износу, как Pirelli, с которыми Артем работал на протяжении пяти последних лет. Ему нужно будет вновь учиться атаковать со старта до финиша, практически не обращая внимания на состояние резины, и больше задумываться о стратегии.

За годы выступлений в серии поддержки Ф1 Маркелов успел заработать себе репутацию пилота, который умеет хорошо обгонять, но не всегда справляется с квалификациями. Последний аспект может сыграть против него в Суперформуле. Несмотря на то, что и тут есть вспомогательные системы (по философии больше напоминающие «push-to-pass» из IndyCar, а не DRS), их эффект весьма ограничен. Преследовать соперников в Суперформуле значительно сложнее, чем в Ф2, так что ценность высокой стартовой позиции здесь не в пример больше.

Но главное, пожалуй, в том, что в Японии Маркелову есть за что бороться: для тех, кто справляется с трудностями в адаптации к Суперформуле, могут открыться весьма неплохие карьерные перспективы. Наиболее успешные гонщики в Японии выступают и в формульном чемпионате, и в Super GT, так что если Артем добьется успехов в первой, то двери во вторую откроются автоматически. А Super GT – это уже прямой путь в настоящий профессиональный автоспорт. Именно на этом чемпионате сконцентрировано основное внимание болельщиков, спонсоров и производителей.

Ждать побед или даже подиумов по ходу первого сезона Маркелова в Суперформуле, наверное, все же не стоит. Ему надо сфокусироваться на том, чтобы изучить трассы, адаптировать свой стиль пилотирования и постараться к концу сезона уже регулярно пробиваться в десятку сильнейших – и это не самая простая задача даже для вице-чемпиона Ф2. Но если он с ней справится, в Японии это точно не останется незамеченным.

Возможно, этот сезон может стать для Артема началом полноценной карьеры в Японии: как настоящего пилота-профессионала, которому платят за то, что он выступает в гонках – и делает это на одной из самых привлекательных локальных арен в мире. Не самый плохой вариант – пусть даже если с Формулой 1 у Маркелова ничего не получится.

Источник: ru.motorsport.com

Авто энциклопедия
Добавить комментарий