Моему коллеге, похоже, придется покупать этого «Патриота», который у него так просит супруга. Ведь теперь езда на нем — это не тяжелая физическая работа, справится даже хрупкая барышня. Как едет по асфальту и бездорожью первый в истории УАЗ с автоматом, какие особенности и сюрпризы у коробки, кто конкуренты — и что за отзывная кампания уже случилась? Все ответы – в нашем тест-драйве.
Принцип "лучше поздно, чем никогда" в действии: уступив давним просьбам покупателей (и попутно держа в уме прицел на экспорт), УАЗ наконец-то выпускает свой первый внедорожник с автоматической КПП — на 78-м году жизни самого автозавода! Остряки уже вовсю шутят по этому поводу, а патриоты возмущенно вопрошают, почему на российском "Патриоте" стоит 6-ступенчатый автомат 6L50 разработки General Motors, поставляемый с французского завода фирмы Punch Powerglide. Да, на презентации представители Punch заявили ресурс этой АКПП аж в 200 000 миль (то есть 320 000 км), но как же импортозамещение?
Ответ прост: российскому агрегату пока просто неоткуда взяться. УАЗ разработку и запуск в серию своей АКПП в одиночку не потянет (это очень дорого и долго), а если и впряжется, то вряд ли ее окупит. Нужны продажи большими тиражами, а завод за прошлый год продал, по данным АЕБ, всего-то 41 252 машины всех моделей, включая коммерческие, которые такую коробку не получат. Взять у ГАЗа 6-ступенчатый автомат 1K0806, созданный совместно с австрийской фирмой Zoerkler Gears? Так он рассчитан на 800 Нм — под среднетоннажные грузовики с автобусами. Московская фирма КАТЕ, создавшая 9-ступенчатую АКПП для проекта Aurus? Подходящей для "Патриота" коробки у нее тоже нет и неизвестно, будет ли вообще. А "двухпедальный" УАЗ покупателям надо, как говорится, уже вчера.
Вот и пошли ульяновцы по самому быстрому, простому и более дешевому пути: раз нет своего, то покупай уже готовый вариант на стороне. Шесть ступеней выбрали как "золотую середину": 4-5 передач мало, 8 и больше – дорого. Сама коробка 6L50 – двухсоставная, то есть ее крепежный "колокол" и основной корпус выполнены как отдельные детали с болтовым соединением. При адаптации автомата к бензиновому мотору ЗМЗ Pro (2,7 л, 150 сил, 235 Нм) оказалось достаточно изготовить под картер уазовского движка только новый "колокол" на коробку. Для сравнения, рассматривался и вариант АКПП ZF 6HP21, но у нее "колокол" и корпус отлиты одной деталью, и под нее пришлось бы менять картер маховика уже самого мотора ЗМЗ, а это слишком дорого.
В ответ на поворот ключа привычно забасил выхлоп, но хорошо знакомого по "механике" бренчания и резонанса от работающего двигателя уже нет. Что случилось?! На машине с автоматом выхлопной тракт теперь висит не на стальных хомутах, которые от вибраций еще и нередко лопаются, а уже на резиновых подушках, которые и "отвязали" выпуск от рамы. (Позднее такое решение получат внедорожники с механической КПП). Тише стало в салоне и от того, что в полу кузова нет прежнего проема для рычага механической коробки – китайскому селектору с тросовым приводом переключения режимов АКПП такое большое "окно" просто не нужно.
Вообще, притихший мотор тут очень кстати, ведь чтобы шустрить в потоке или на обгонах двигатель придется часто и активно "крутить". УАЗ пока не публикует данные по набору 100 км/час, но и без них достаточно проехать на "Патриоте" с автоматом всего километр, чтобы понять – он потупее и заметно медленнее в ускорении, чем версия с МКПП, шума на активном разгоне больше, чем динамики. Амбиции "шашечника" надо сразу оставлять за порогом, это машина для спокойной и размеренной езды.
На средних оборотах ускорения неспешны, и чтобы машину оживить, двигатель надо "закручивать", причем нередко в красную зону, которая начинается с 5000 об/мин. По своим настройкам коробка стремится экономить топливо и постоянно норовит переключиться на передачу повыше. Но и с модернизированным мотором ЗМЗ Pro, который стал более "низовым", его тяги для езды внатяг на повышенных передачах не всегда хватает — вплоть до того, что в городе на таких режимах начинается отчетливая детонация в двигателе. И коробка в итоге начинает метаться между ступенями, переключаясь то "вверх", то "вниз".
Особенно эти метания заметны на магистрали. УАЗ заявляет, что появление шестой ступени снизило на скорости 90 км/час расход топлива на 2 л/100 км. Да, на шестой при тех же главных парах в мостах (их число 4,6) трассовые обороты мотора стали ниже: например, на 100 км/час они теперь составляют 2200 об/мин. Только прок от нее есть только на ровной дороге и на ровном газу. Чуть подъем или движение педалью акселератора – и коробка сразу переключается на пятую, потом опять на шестую… И эти довольно раздражающие в дальней дороге "скачки" на передачах были всего с двумя седоками и двумя чемоданами на борту. А если салон и багажник битком или на фаркопе висит прицеп?
Грязи или песков на тестовом маршруте у нас не было, так что поведение автомата на бездорожье мы оценивали на крутых каменистых горных тропах азербайджанского заповедника Гобустан в условиях 30-градусной жары. Перегреть автомат на затяжных подъемах даже на повышенном ряду в раздатке не смогли, хотя коробку не жалели и газ не гладили. Наблюдения все те же: автомат упрямо норовит при любой возможности пораньше включить следующую передачу. Даже на горках и на пониженном ряду в раздатке.
Блок управления автомата при своей работе ориентируется на нагрузку двигателя и не "видит" подъема – нет датчика продольного угла наклона дороги. Лезешь, например, на крутую гору на второй пониженной, обороты средние, в лобовом стекле видно только небо – и тут АКПП втыкает третью передачу, которую мотор уже не "вывозит"! Внедорожник словно спотыкается и сбавляет ход, приходится, матерясь, судорожно продавливать газ чуть ли не в пол, чтобы коробка одумалась и переключилась обратно.
В этих ситуациях боролся со своеволием АКПП с помощью "мануального" режима: включил ручками ту же вторую пониженную – и пилишь на ней вверх, пока уклон не станет более пологим. На спусках же ручной режим вполне позволяет тормозить передачами, в том числе и на верхнем ряду в раздатке. Одна беда: уж очень далеко от водителя стоит невысокий селектор автомата. А для перехода в ручной режим его еще надо толкать вправо от себя. Даже мне с моим ростом и длинными руками не слишком удобно, а каково будет тому, что росточком пониже и руками покороче?
Спортивного или каких-то других режимов в АКПП нет. Нет и кнопки включения кик-дауна – для этого пришлось бы делать новый блок педали акселератора, а это время и лишние деньги. В итоге все возложено на адаптивные алгоритмы управления автоматом. В принципе, на небольшое нажатие газа или увеличение нагрузки коробка реагирует оперативно, вовремя подтыкая пониженную. Но если продавить газ в пол, когда коробка может переключиться сразу на две ступени "вниз", то уже есть заминка.
Впрочем, я и не ждал от связки атмосферного мотора и автомата какой-то резвости и быстродействия, аналоги у других производителей едут практически так же. Можно, конечно, "чиповать" ЗМЗ Pro (предложения на рынке уже есть, как от частников, так и от дилеров), чтобы ехал пободрее, но кардинально добавить внедорожнику прыти смогут или дизель, или более мощный бензиновый движок.
Темы про дизель ульяновцы пока избегают (мол, все зависит от спроса и рынка), а вот про грядущий бензиновый турбомотор ЗМЗ объемом 2,3 л уже говорят открыто. У него ожидается отдача под 200 л.с. и более 300 Нм крутящего момента. Но нынешний Patriot вряд ли его получит – турбоагрегат явно готовят под новое поколение внедорожника, которое должно выйти в ближайшие 2 года.
Зато сейчас, как выразился коллега, с автоматом "тошнить" по дорогам уже стало веселее! Можно вальяжно развалиться в кресле и держать руль одной рукой: больше не надо ворочать сцеплением и тугим рычагом механической коробки, нет ее "фирменного" рычания на разгоне, меньше устаешь от толкания в пробках, от долгой езды по трассе и бездорожью, легче трогаешься, не боясь заглохнуть…
На это и рассчитывает УАЗ, запуская с 1 октября продажи "Патриота" с автоматом. В компании уповают на то, что эта коробка привлечет новых покупателей, включая тех, кто сейчас и вовсе ездят на легковушках, но хотят пересесть на что-то повыше и побольше. Машина с механической коробкой им точно не нужна, а вот к более простому и удобному в управление УАЗу с автоматом они уже готовы присмотреться. И жена не будет против покупки, ведь и ее тоже можно посадить за руль — теперь-то она точно справится с управлением даже на бездорожье.
Надеются в Ульяновске и на то, что станет больше покупателей в крупных городах, а вот на регионы и глубинку больших надежд не возлагают – там все эти ваши автоматы не нужны, народ предпочитает более дешевую, простую и предсказуемую "механику".
Цены и подробное описание версий на "Патриот" с АКПП УАЗ озвучил еще в конце августа, и они пока не изменились. Четыре комплектации (Оптимум, Премиум, Статус и лимитированная серия Edition I) обойдутся, соответственно, в 1 034 000, 1 180 000, 1 268 000 и 1 298 000 рублей без учета опций. С ними самое дорогое исполнение Edition I потянет на 1 382 000 рублей, а Премиум – уже на 1 395 000 рублей! Внедорожных или экспедиционных исполнений у "Патриота" с автоматом пока нет.
Конкуренты? Забудьте! Кризис вымел с российского рынка все бюджетные альтернативы, и ситуация в будущем вряд ли изменится. Давно нет таганрогского ТагАЗа, выпускавшего модели Tager и Road Partner (лицензионные SsangYong Korando и Musso) с рядной 220-сильной бензиновой "шестеркой" и 4-ступенчатым автоматом.
Сам SsangYong в 2014 году свернул производство и российские продажи модели Kyron с дизелем и бензиновым мотором в паре с 6-ступенчатым автоматом. Безвозвратно ушел китайский рамный Great Wall Hover H5 с турбодизелем с 5-ступенчатой АКПП производства Hyundai-Kia.
В итоге, все что, можно из "новья" притянуть сегодня к УАЗу – это китайский Foton Sauvana (мы его уже тестировали) с 2-литровым бензиновым турбомотором и 6-ступенчатым автоматом ZF. Да и то если брать машины 2018 года выпуска, которые, с учетом скидки, стоят от 1 675 000 рублей. А дальше – только б/у. На этом безрыбье "Патриот" с автоматом, со всеми его огрехами, просто обречен на успех…
P.S. А что там с нашумевшей отзывной кампанией, спросите вы? Представитель УАЗа рассказал нам, что на завод планово возвращается партия нетоварных предсерийных машин, которые передавались дилерам не для продажи, а исключительно для демонстрации и тест-драйвов. Машины не были до конца настроены, но УАЗ пошел на это, учитывая ажиотаж и желание потенциальных покупателей поскорее попробовать машины "живьем" хоть в таком виде.
Источник: