В мире автомобилей есть вечные вопросы-споры. «Механика» или автомат? Турбо или атмо? «Японцы» или «немцы»? Шипованная зимняя резина или фрикционная? Ответ на последний вопрос пытаемся найти на полигоне Goodyear, куда мы приехали на тест зимних шин.
…В 8 утра над полигоном Goodyear в заполярном Ивало только-только занимается заря, разгоняя остатки морозной ночи. Но нас уже вывозят на первое задание – сейчас в свете фар будем на время выполнять "змейку".
Под ногами – укатанный снег, а раскатывать его в лед будет уже на прошлой бензиновой BMW 330i в кузове F30. А это 2-литровый 4-цилиндровый турбомотор в 252 л.с., 8-ступенчатая АКПП и только задний привод. Комплектация для нас непривычная: максимальная экономия, простейшие сиденья с тканевой обивкой и механическими регулировками, на которых, чтобы настроить их по высоте, надо подпрыгивать, как в Renault Logan.
На тестовой BMW – нешипованные покрышки UltraGrip Ice 2 размерностью 225/50 R17. Goodyear заявляет эти изделия под городскую и пригородную эксплуатацию при сильных морозах (-25 градусов и ниже). Для этого используется специальная криоадаптивная резиновая смесь, которая не дубеет при очень низких температурах. Это, кстати, отличает так называемые "скандинавские" покрышки для рынков России, Скандинавии, стран Балтии, Канады и Китая от "европейских". Ведь при разработке покрышек для той же Центральной Европе инженеры ориентируются на местные средние зимние температуры от 0 до минус 15 градусов, потому и резиновые смеси у таких покрышек уже менее "морозостойкие".
Боковые канавки вместе с пилообразными блоками отводят талый снег и воду и помогают шине лучше "грести" по глубоком снегу, особенно в продольном направлении. По укатанному снегу тестовая BMW с отключенной системой стабилизации стартует с пробуксовкой, но вполне уверенно. Также проходит и слалом, позволяя активно работать рулем на больших углах, стабильно тормозит после разгона под стрекот АБС. Но по мере повторов наших заездов снежная колея начинает превращаться в лед, и зацеп шин ожидаемо снижается, хотя и не до пугающего уровня. Все плавней приходится работать с газом на старте и рулем на слаломе, а тормозим загодя. Повороты уже проходим вкатыванием, по большему радиусу и без заламывания машины на дуге, чтобы снизить снос передних колес.
После слалома нас ждет большой круг, где оценивается "держак" шин на скоростной дуге. И никто гостей, естественно, не упустил возможности вдоволь на таком круге "оторваться". Ведь "трешка" так здорово ставится, контролируется и едет боком! На укатанном снегу покрышки дали возможность погонять и на больших углах заноса, и на хорошем ходу, когда в ручном режиме держишь коробку на 3-4 ступенях. Но попадешь на раскатанный лед – и машина без шипов ожидаемо сваливается в неуправляемый занос.
Тем не менее, даже на таком неоднородном покрытии покрышки, после привыкания к ним, ведут себя прогнозируемо, без явных провалов. И все же область применения "липучек" UltraGrip Ice 2 предсказуема – это снег и промороженный асфальт, где эта резина покажет максимум сцепных возможностей. На льду включаем в голове режим "осторожность" и не выключаем систему стабилизации, если она есть.
В России фрикционные покрышки UltraGrip Ice 2 доступны в 29 типоразмерах (от 185/60 R15 до 245/45 R19) по цене от 3320 до 11390 рублей.
UltraGrip Ice Arctic (шипованные)
После "липучек", укатанного снега и BMW 330i нас ждет голый лед, кольцевая петляющая трасса – и Volkswagen Golf VII на шипованных покрышках UltraGrip Ice Arctic размерностью 225/45 R17. И снова никакой системы стабилизации, причем она отключена уже на программном уровне – рассчитывать придется только на свои навыки и резину.
UltraGrip Ice Arctic не похожа на ежа — по сравнению с некоторыми конкурентами, у этих покрышек не так много шипов. Но в компании напирают не на количество, а на посадку и конструкцию шипов с более устойчивым основанием и расширенной твердосплавной вставкой. Что ж, посмотрим.
Кто сказал, что передний привод не позволяет дрифтить?! В ответ на раскачку, работу рулем или сброс газа в повороте Golf тоже азартно "метет хвостом" и легко стабилизируется, даже на льду напоминая, что его не зря считают одним из эталонов управляемости. С фрикционными покрышками на таком льду ловить было бы нечего, но шипованная резина позволила ехать с каждым кругом все активнее даже без поддержки системы стабилизации.
Впрочем, с газом все равно надо работать с умом: под тягой колеса легко срываются в пробуксовку, на прямой передок сильно тащит вбок. Шипы, конечно, дают более уверенный зацеп на льду, но, признаться, он здесь средний: у конкурентов найдутся и более "когтистые" и цепкие шины. Надеемся, со сменой поколения (а UltraGrip Ice Arctic появились еще в 2012 году), в компании поработают над поведением шины на льду.
А вот на снегу эти покрышки, на мой взгляд, как раз раскрылись полностью, показали свой максимум. Потому что здесь в полную силу начинает работать плечевая зона с V-образными ламелями и широкими канавки: она хорошо "пилит" снег, а открытые каналы отводят слякоть и воду. Впрочем, на узкую снеженную трассу за рулем новых дизельных BMW X3 xDrive 30d нас не выпускают – явно не хотят, чтобы мы случайно воткнули вседорожник в одну из елей вдоль дорожки. А "размотать" машину есть чем: рядный 3-литровый дизель генерирует 265 л.с. и увесистые 620 Нм.
Но даже с места пассажира я чувствую, как вязко и цепко едет по такому покрытию Х3 на резине UltraGrip Ice Arctic SUV (приставка SUV означает усиленный каркас под внедорожники). Инструктор, используя тягу дизеля и массу машины, раскачивает и перекладывает кроссовер из заноса в занос, но "держак" такой, что BMW скользит словно через силу и постоянно норовит стабилизироваться. Так что стихия этих покрышек – снег и целина, а шипы подстрахуют на льду.
В России шипованные легковые UltraGrip Ice Arctic доступны в 37 типоразмерах (от 175/65 R15 до 245/45 R19) по цене от 3840 до 10540 рублей. UltraGrip Ice Arctic SUV – это 31 типоразмер (от 205/70 R15 до 275/60 R20) ценой 6030 – 13850 рублей.
А что же в итоге брать? Фрикционные шины – для тех, кто не хочет "греметь шипами" по асфальту в городе или пригороде, жертвуя шумовым комфортом. Да и ездить на такой резине, если припрет нужда, можно хоть круглый год.
Шипованные покрышки – для терпеливых и запасливых, ездящих не только по мегаполисам. Хотя хлопот больше: такие колеса шумят на асфальте, увеличивают сопротивление качению, несколько поднимая расход топлива, а новые покрышки еще и надо обкатать, чтобы шипы правильно "уселись" (Goodyear рекомендует обкаточный пробег в 300-500 км). Но шипы – это тот самый запас по сцеплению на всякий случай и под наш коварный климат, когда сегодня асфальт, а завтра – гололед и что-то невнятно бубнящие в свое оправдание дорожные службы. Запас, который может пригодиться лишь раз в сезон, зато по полной программе. И тут уже каждый выбирает под себя.
Источник: