Вездеход амфибия ✅: на воздушной подушке, гусеничный болотоход для охоты и рыбалки, своими руками, плавающие, чертежи

 

Топ 5 вездеходов-амфибий

При приобретении подобного транспорта учитывают, для каких целей он будет использоваться. Рейтинг лучших вездеходов поможет подобрать модель, способную перемещаться по болотистой местности, лесу, неглубокой реке, сугробам.

«Трэкол»

Российские снегоболотоходы производятся с использованием современных технологий и комплектующих. Транспорт отличается высокой ремонтопригодностью, что редко встречается в моделях зарубежного производства. Сломавшуюся деталь можно заменить своими руками. «Трэкол» легко преодолевает следующие виды препятствий:

  • болотистые местности;
  • русла неглубоких ручьев и рек;
  • поверхности озер;
  • сугробы.

Вездеходы этой марки используют не только для охоты и рыбалки, но и для исследования северных районов и таежных лесов, строительства новых дорог промышленного назначения, ведения изыскательских работ. Частные пользователи приобретают «Трэкол» для путешествий по бездорожью.

Усовершенствованная модель является самым востребованным снегоболотоходом. Машина сочетает приемлемую цену, надежность и проходимость. Имеются 18 пассажирских мест, 6 из которых являются спальными. Грузоподъемность достигает 4,5 т. Мощный двигатель прост в эксплуатации и ремонте. Машина бесперебойно функционирует в условиях сильных морозов и жары. 2 топливных бака позволяют проезжать не менее 1000 км без дозаправки.

По желанию покупателя корпус снабжают дополнительным оборудованием, обеспечивающим комфорт при дальних поездках. К преимуществам МТЛБ относятся следующие характеристики:

  • наличие текстолитовых вкладок в корпусах воздушных подушек, препятствующих раннему износу балансиров;
  • прочные металлические люки и днище;
  • защита корпуса толстой металлической трубой;
  • удобные большие двери, облегчающие посадку и высадку пассажиров;
  • утепленное пассажирское отделение;
  • возможность установки багажника на крыше;
  • наличие рассекателей веток.

Как сделать вездеход-амфибию своими руками

В домашних условиях может быть сделана амфибия-вездеход на воздушной подушке своими руками. Грузоподъемность достигает 250 кг. Корпус имеет вид лодки, изготавливаемой из стеклопластика, который можно шлифовать и красить. Для простой модели машины подойдет двигатель мощностью 15 л. с. Для управления болотоходом используются 2 задних хвостовика, установленных над вентилятором. Винт монтируется на двигатель.

Самодельное транспортное средство имеет простую конструкцию, которую перед началом сборки отображают на чертеже. Работающий мотор приводит в движение вентилятор, создающий мощный поток воздуха, нагнетаемого под подушку. Под давлением корпус поднимается над поверхностью воды на 15-20 см. Часть воздушного потока выводится наружу, придавая устройству ускорение. Наибольшая скорость такой машины — 60 км/ч, расход топлива — 10 л на 100 км.

Амфибии-самоделки: сделано в СССР

Автомобиль-амфибия – вещь хоть и полезная, но труднодоступная (особенно в советские времена). А если что-то нельзя достать, значит это можно сделать самому. Посмотрим на амфибии советских «Кулибиных»

Сергей Яковлев
Автомобиль-амфибия – вещь хоть и полезная, но труднодоступная (особенно в советские времена). А если что-то нельзя достать, значит это можно сделать самому. Посмотрим на амфибии советских «Кулибиных».

«Тритон»

Создатель «Тритона» Дмитрий Кудрячков поставил перед собой непростую задачу — добиться эксплуатационной равноценности амфибии при использовании её как на воде, так и на суше. Было с самого начала ясно, что при всех вариантах решения «сухопутных» проблем глиссирующие обводы амфибии, гарантирующие полноценную скорость, должны оставаться в неприкосновенности. Так что выглядит «Тритон» как обычный катер – но с колёсами. Двигатель «ГАЗ-21», а также самодельный редуктор и коробка передач с дифференциалом от автомобиля «ЗАЗ» представляют единый силовой блок. На шоссе «Тритон» удавалось разгонять до 100 километров в час. Максимальную скорость на воде не замеряли, но по словам конструктора, амфибия способна плавать со скоростью 48-50 километров в час. Так что вполне можно утверждать, что с поставленной в самом начале задачей Дмитрий Кудрячков справился на все сто.

«Ласточка»

Сколько бы автолюбителей не называли машину «ласточкой», вряд ли кто-то любит свой автомобиль больше, чем Иван Егоров из Новокузнецка. Ведь эту «Ласточку» сделал он сам. К работе мастер приступил в 1958 году. Сначала трудиться приходилось в комнате неблагоустроенного барака. В 1961-ом у Ивана Евдокимовича появился гараж, напротив которого он соорудил верстак, на котором и была построена машина. Основные узлы и агрегаты взяты у разных советских автомобилей: двигатель, например – всё от того же ГАЗ-21 (с ним конструктору удалось разогнаться до 120 км/ч на суше). Но все мелкие детали Иван Егоров изготавливал вручную – даже чехлы на сиденья сшил самостоятельно. Госномер «Ласточка» получила в 1988 году, только спустя 23 года после создания автомобиля – почти всё это время ушло на преодоление бюрократических барьеров. Что до водной жизни «Ласточки», плавать она хоть и умеет, но не очень любит: в последний раз на своей машине Иван Егоров переплывал реку Томь лет сорок назад.

«Плавающий Карлсон»

Своё нелепое название «Плавающий Карлсон» получил из-за гребного винта от катера, который находится прямо под задним бампером. Этот автомобиль знаком коренным новосибирцам, которые помнят 80-е и 90-е. Тогда «Карлсон» ездил по городу почти каждый день. Автомобиль был построен новосибирцем Григорием Ильичом Хохловым. При постройке амфибии использовались запасные части от пяти автомобилей – Победа (Газ 20), Волга Газ 21, Волга Газ –24, УАЗ 469 и ГАЗ –69. Герметизированный же кузов изготовлен конструктором самостоятельно. «Плавающий Карлсон» имеет полный привод, пятиместный салон и ГАЗовский двигатель, который развивает 85 лошадиных сил и разгоняет самодельную машину до 110 километров в час.

«Ихтиандр-2»

Отец «Морского дьявола» Игорь Рикман — бывший главный конструктор угледобывающих машин Минуглепрома СССР. «Ихтиандр-2» — его вторая и более удачная амфибия. Кузов машины изготовлен из стеклопластика и поделён на верх и низ резиновым причальным брусом, который и пластик от ударов бережёт и придаёт завершённость дизайну экстерьера. Крыша подъёмная, с громадным сдвижным люком. Передние кресла поворотные, как в парикмахерской, задний диван раскладной. Двигатель ВАЗ-21213 совмещён с модернизированной «коробкой» от ЛуАЗа. Для движения вплавь установлен водомёт, который включается посредством кулачковой муфты. Амфибия довольно просторна — здесь легко разместятся три центнера груза, и рассядутся пять человек.

Самодельные вездеходы

Серьезной проблемой для жителей сельской местности является возможность передвижения, так как дорог в удаленных селах практически нет. Особенно остро встает этот вопрос во время осенней распутицы, весеннего половодья или в зимнее время, когда все вокруг покрывается метровым слоем снега. Вездеходы своими руками в таких условиях, это отличная альтернатива любой технике.

Поэтому сельские жители проявляют большой интерес к технике, которая может передвигаться по любому бездорожью, по воде, снегу или болотам. Отечественные и импортные вездеходы для большей части населения просто не по карману, поэтому местные умельцы чаще используют для этих целей подержанный транспорт или изготавливают вездеходы буквально из того, что лежит под ногами.

Мини вездеходы своими руками это не только средство передвижения, это визитная карточка умельца, его ловкости рук и технического мышления. Собрать своими руками технику, используя в качестве исходного материала старую Оку или двигатель от мотоцикла, может далеко не каждый. Порой подгонка одной детали может продолжаться не одну неделю, да и поиски нужного материала занимают довольно продолжительное время. Благо, что в отдаленных населенных пунктах нет пунктов приема металлолома, а вот брошенных предприятий и бесхозной техники можно найти в достаточном количестве.

Кузов

Внешне, да и внутри тоже, кузов выполнен в двух объемах. Первый объем отведен под моторное отделение, а во втором объеме размещена кабина и пространство для багажа. Мне кажется, такая компоновка наиболее подходит для использования машины в тяжелых дорожных условиях.

 

Основой для изготовления моторного отделения и кабины послужил старый «Запорожец» 968-й модели. От него была отрезана передняя половина кузова, которая и пошла в дело. С багажным отделением поступил иначе, нижнюю часть бортов образовали сваренные между собой двери от автомобилей со свалки. Для изготовления верхней части бортов и крыши применялась фанера с последующей обшивкой с обеих сторон дерматином. Внешние габариты кузова таковы: длина 4 метра, ширина 1,5 метра, высота по крыше багажного отсека 1,3 метра.

Внедорожник-самоделку я изначально проектировал с плавучестью. Проблему обеспечения теплоизоляции и плавучести решил очень просто, все имеющиеся пустоты в элементах кабины, а так же в бортах кузова, заполнил подогнанными по форме кусками пенопласта. Полостей, как в кабине, так и в бортах хватает, так что плавучесть обеспечил с запасом. К слову об утеплении, в свое время так и не дошли руки сделать нормальное отопление салона, так что обогрев возможен только потоком воздуха от двигателя, вот тут и сыграл свою роль утеплитель между стенок кузова и кабины. Даже в морозную погоду в машине достаточно тепло. Может быть, свою роль сыграло и то, что в автомобиле всего одна дверь. Она расположена на задней стенке кузова и открывается вверх. В открытом состоянии дверь удерживают две пружины от передней вилки мотоцикла “ММВЗ”. Размеры двери 990х655мм. Дверной проем оснащен герметизирующим уплотнением, а сама дверь имеет небольшое окно.

В салоне предусмотрены места только для водителя и пассажира, позади них остается свободное место размером 1,7 на 1,35 метра. На таком пространстве без проблем размещаются двое лежащих человек, или груз соответствующих размеров. Боковые окна кузова снабжены сдвигающимися форточками, лобовое стекло от тог же донора, что и половина кузова. В планах на будущее есть задумка сделать люк в крыше, чтобы обеспечить лучшую вентиляцию. Кроме того, его можно будет использовать как аварийный выход.

Возможно, кто-то найдет такое устройство кузова довольно странным (из-за того, что в наличии есть всего одна дверь), но я руководствовался, прежде всего, требованиями к жесткости всего автомобиля в целом. Ведь чем больше в кузове дверных проемов, тем меньшей жесткостью и прочностью он обладает. Не так ли? А при эксплуатации машины в экстремальных условиях жесткость кузова является, на мой взгляд, одним из важнейших требований к автомобилю. Так же важна и герметичность – довольно часто приходится преодолевать водоемы вброд. Конечно, моя машина не получилась подобием ГТС вездехода, но уровнем плавучести и проходимости я доволен.

Самодельная техника народных умельцев

Основными моделями, которые изготавливаются собственными руками стали вездеходы на пневматике, машины-амфибии, вездеходы на воздушной подушке своими руками и гусеничные мини трактора. Сегодня наиболее приемлемыми для самодельного творчества являются следующие конструкции вездеходов:

Вездеход с шинами низкого давления

В качестве примера можно использовать конструкцию изобретателя Громова. Машина имеет кузов на раме ломающегося типа, что повышает ее устойчивость и проходимость. Все четыре колеса являются ведущими, а широкопрофильные низкого давления шины делают вездеход устойчивым на болотистой или заснеженной местности. Изготовлен такой вездеход на базе двигателя от мотороллера.

Широкое применение получили самодельные вездеходы Каракаты, изготовленные на основе мотоциклов. Каракаты являются чемпионами по проходимости, так как их широкие шины обеспечивают обширную площадь контакта с поверхностью земли. Эта техника отлично передвигается по снегу, по льду, болотам и даже может плавать. Пневматика относится к экологически чистому виду наземного транспорта, так как не разрушает травянистый покров.

Катер-амфибия своими руками. Самодельный аппарат на воздушной подушке

Однажды зимой, когда я, прогуливаясь по берегу Даугавы, разглядывал занесенные снегом лодки, у меня родилась мысль — создать всесезонное средство передвижения, т. е. амфибию, которую можно было бы использовать и в зимнее время.
После долгих раздумий выбор мой пал на двухместный аппарат на воздушной подушке. Сначала ничего, кроме огромного желания создать такую конструкцию, у меня не было. Доступная мне техническая литература обобщала опыт создания только больших СВП, а по малым аппаратам прогулочно-спортивного назначения никаких данных найти я не смог, тем более что нашей промышленностью такие СВП не выпускаются. Итак, надеяться можно было только на собственные силы и опыт (о моем катере-амфибии на базе мотолодки «Янтарь» в свое время сообщалось в «КЯ»; см № 61).

Предвидя, что в будущем у меня могут найтись последователи, а при положительных результатах моим аппаратом может заинтересоваться и промышленность, я решил конструировать его на базе хорошо освоенных и имеющихся в продаже двухтактных двигателей.

В принципе аппарат на воздушной подушке испытывает существенно меньшие нагрузки, чем традиционный глиссирующий корпус катера; это позволяет конструкцию его делать более легкой. В то же время появляется и дополнительное требование: корпус аппарата должен иметь малое аэродинамическое сопротивление. Это необходимо учесть при разработке теоретического чертежа.

Самодельный вездеход машина на все времена года

Сегодня многие любители автомобилей предпочитают сделать вездеход своими руками. Конструкции машин бывают эффектными и необычными, а разработке может позавидовать солидное автомобильное конструкторское бюро. Для создания такой техники требуется большое количество времени, определенные знания и самое главное – упорство. Не каждый может позволить себе все свободное время потратить на расчеты, чертежи, поиск нужной детали и ее подгонку. Пользы от мотовездехода намного больше, чем от обычного мотоцикла. Самым большим плюсом вездехода является его универсальность, возможность использовать круглый год. С наступлением зимы вездеход на пневмоходу легко оборудовать лыжами и машина становится настоящим снегоходом.

Как сделать вездеход из обычной легковой машины? Для этого достаточно приобрести любой гусеничный, совместимый модуль, например «Метелица». Использование такого модуля позволяет ездить по бездорожью. Конструкция модуля обладает достаточной проходимостью, что бы преодолевать болотистые места и заснеженные пространства. Крепление модуля производится к раме автомобиля, а кардан соединяется с мостом гусеничного модуля. Процедура установки заканчивается установкой блока управления и проверкой гидравлической системы.

Самодельный Автомобиль, умеющий плавать Автор статьи — Игорь Владимирович Рикман, кандидат технических наук, главный конструктор , разрабатывающей горную технику. Хотя он публикуется в нашем журнале впервые, но в России и во всем СНГ хорошо знаком любителям самодельной техники, особенно почитателям автомобилей.

Игорь Владимирович — заядлый самодельщик. В свободное время он создал (спроектировал и построил) несколько катеров и два оригинальных автомобиля-амфибии. Первую машину, названную «Ихтиандр», он представлял в телепередаче «Это вы можете». Ее кузов был выполнен из алюминия, она имела силовой агрегат от автомобиля ВАЗ-2103, трансмиссию — от ЗАЗ-966 и водометный движитель для плавания. Колеса той машины «накрутили» более 400 тыс. км по дорогам Европы (как в нашей стране, так и за ее пределами). А как амфибия она прошла свыше 1000 км по воде многих рек, озер и четырех морей: Балтийского, Каспийского, Черного и даже сурового Баренцева. Такая интенсивная эксплуатация в полной мере выявила как возможности, так отрицательные и положи-тельные стороны плавающего автомобиля. Последние были использованы в новой машине.

В ходе постройки автомобилей и катеров своими руками Игорю Владимировичу пришлось овладеть многими рабочими специальностями.

Вторую амфибию — «Ихтиандр-2» (о которой речь пойдет ниже) — он сделал в начале 1990-х годов, и она эксплуатируется им и в настоящее время.

Приступая к описанию моего автомобиля-амфибии, прежде всего, хотелось бы для общего представления как-то классифицировать его по внешнему виду, габаритам и конструктивным особенностям применительно к обычным автомобилям. Так вот, тип кузова по внешнему виду — универсал, хотя там, где у универсалов находится багажник, у моей машины — моторный отсек, а в передней части — объемный багажник с двумя крышками (открывающимися к середине) вместо цельного капота. Впереди есть еще одна крышка — якорного ящика-клюза: ведь амфибии приходится не только передвигаться по воде, но иногда и стоять — тогда без якоря не обойтись. Якорь связан 6-мм стальным тросом с двухскоростной (авиационной) лебедкой с электроприводом.

Подобная компоновка автомашин при таком типе кузова встречается довольно редко. Но для моей машины заднее расположение двигателя наиболее приемлемо — значительно упростилась трансмиссия между двигателем и водометным движителем.

Габариты амфибии больше, чем у «Волги» ГАЗ-2402 (немного длиннее и миллиметров на 350 шире, то есть размеры минивэна). По ходовым качествам — это автомобиль повышенной (и даже высокой) проходимости (сейчас такие машины называют внедорожниками) со всеми ведущими колесами и блокируемыми дифференциалами. Кроме того, у него регулируемый, в зависимости от дорожных условий, клиренс.

Кузов машины двухдверный (купе) — такой вариант обеспечивает ему повышенную жесткость и лучшую герметичность. Но двери достаточно широкие, чтобы пассажиры имели свободный доступ к заднему сиденью, даже не тревожа впереди сидящего пассажира или водителя.

Оболочка кузова стеклопластиковая; общая ее толщина около 8 мм. Выклейка выполнялась из стеклоткани на эпоксидном вяжущем в два слоя.

Сначала по каркасу из стальных тонкостенных (2 мм) квадратных труб сечением 25×25 мм сформировал наружный слой оболочки толщиной около 5 мм — методом скользящей опалубки. Потом обложил трубы пенопластовыми подложками и накладками.

Внутренний слой приклеивал поверх накладок изнутри к наружному слою, Таким образом, пенопластовые накладки вместе со стальными трубами оказались между наружным и внутренним слоями оболочки. В результате конструкция кузова обрела надежный жесткий силовой набор, способный противостоять очень большим нагрузкам на изгиб и кручение, а также выдерживать давление забортной воды. Двери и капотные крышки выклеивались вместе с наружной оболочкой кузова, а потом вырезались и усиливались собственными рамками.

Все неиспользуемые полости по бортам кузова между оболочкой и внутренней обшивкой заполнены пенопластом ПВХ-1 (его толщина более 50 мм, всего 1,6 м3). Этот пенопласт маслостойкий, не впитывает воду и обеспечивает кузову хорошую звукотеплоизоляцию, а машине в целом — непотопляемость. С этой же цепью кузов машины разделен двумя (передней и задней) водонепроницаемыми (ниже ватерлинии-бампера) переборками на три отсека: передний (багажный), средний (салон) и задний (моторный).

Носовой отсек (форпик) довольно большой — он имеет полезный объем 1,7 м3. В форпике находится аккумулятор. Здесь же перевозится и туристское снаряжение.

Под задним сиденьем (по бокам) установлены два протестированных бензобака общей емкостью 180 литров. Заливные горловины каждого из них выведены на соответствующие борта кузова. Бензобаки выклеены тоже из стеклоткани по сетке из нержавеющей стали и соединены медным проводом с металлическим каркасом кузова для отвода электрического заряда.

В полу салона выполнен трансмиссионный тоннель. Его остов — две фермы с поясами из стальных труб прямоугольного сечения 50×25 с толщиной стенки 2,5 мм. На фермах закреплены элементы подвески (пружины, рессоры, амортизаторы), а также двигатель, коробка перемены передач с корзиной сцепления и другие агрегаты трансмиссии, поэтому фермы тоннеля служат еще и рамой. В тоннеле, кроме двухступенчатого карданного вала, проходит электропроводка, гидротрубопроводы тормозной системы и сцепления. Доступ к ним из салона — через люки в полу.

Крыша салона выклеивалась отдельно от кузова, а потом соединялась с ним посредством стоек. В ней вырезана большая панель. Одна ее боковая сторона на шарнирных петлях соединена с крышей, а другая может подниматься. В передней части панели еще вырезан люк. Его крышка открывается с небольшим начальным перемещением вверх, а затем сдвигается по полозкам назад.

Сама панель открывается на стоянке, когда амфибия трансформируется в дачный вариант. При этом поднимается только одна ее сторона и вместе с ней — изготовленная из непромокаемой ткани гофрированная стенка. Такое ее положение позволяет пассажирам переме-щаться по салону в полный рост.

Крышная панель, крышка люка, также как двери и капоты, — все они имеют свои рамки, выполненные из алюминиевых квадратных труб сечением 25х25х2 мм, только без пенопластовых подкладок и насадок.

У амфибии нет бамперов как таковых. Их заменяет привальный брус из резиновой ленты (от эскалаторного поручня), обхватывающий всю машину по периметру.

Заднемоторная компоновка амфибии хотя и является наиболее подходящей, но потребовала дополнительных конструктивных решений.

Двигатель мощностью 80 л.с. использован от ВАЗ-21213. Как известно, предназначен он для машин с передним расположением силового агрегата. Поэтому пришлось перекомпоновать и модернизировать систему охлаждения двигателя. Во-первых, радиатор расположил в корме слева от двигателя, а крыльчатку вентилятора смонтировал на валу генератора. Здесь же установил еще и дополнительный электрический вентилятор. Забор воздуха происходит через боковые решетки в панелях кузова, а выброс — через кормовые. Поскольку принудительная вентиляция вытяжная, то в салоне даже на стоянке нет запаха не только выхлопных газов, но и бензина. Здесь же расположены еще и элементы выпускного тракта, в том числе и глушитель.

Блок коробки перемены передач вместе со сцеплением, а также передний дифференциал с главной передачей — от автомобиля ЛуАЗ. От луазовских колесных редукторов отказался: всетаки амфибия — машина скоростная.

На переднем конце коленчатого вала двигателя вместо храповика установлена кулачковая муфта. К ней подключается вал турбины водомета — от рукоятки в салоне через тросовый привод. Водомет самодельный, осевой одноступенчатый, с 4-лопастной турбиной диаметром 220 мм. «Поджатие» струи на выходе осуществляется при помощи конических лопаток неподвижной звездочки, установленной в спрямляющем аппарате.

Выбор коробки передач от ЛуАЗа был, конечно, не случайным. Она имеет определенные преимущества перед другими. Ведь у нее в одном корпусе-картере сблокированы и демультипликатор, и главная передача, и дифференциал, и даже имеется второй вал для передачи крутящего момента на другой мост, что позволяет обойтись без раздаточного агрегата. К тому же луазовская коробка. Позволила сделать независимую подвеску колес. Правда, коробку тоже пришлось немного доработать: сделать переходную дюралюминиевую плиту для подсоединения корзины сцепления к вазовскому двигателю, а также модернизировать механизм переключения скоростей. Передача вращения на передний мост (а точнее на редуктор главной передачи, тоже от ЛуАЗа) осуществлена посредством двухступенчатого карданного вала (использован от автомобиля «Волга» ГАЗ-24 с некоторыми переделками). На карданном валу смонтирована предохранительная муфта предельного крутящего момента. Расположен карданный вал в трансмиссионном туннеле.

В отличие от луазовских или запорожских, полуоси амфибии — самодельные, удлиненные и с двумя карданными шарнирами. Так как полуоси выходят за пределы герметичного объема кузова, то они обеспечены «персональной» герметизацией, причем двухконтурной. По-лость первого (наружного) контура заполнена смазкой.

Подвеска всех колес, как было сказано ранее, — независимая пружинно-рессорная. Она выполнена на самодельных продольных рычагах. Последние закреплены через сайлент-блоки на ферме каркаса. Пружины и амортизаторы воспринимают основные нагрузки (удары) от неровностей дороги, рессоры же только помогают им при большом ходе подвески. Основная задача рессор — удерживать колеса от провисания на плаву и противодействовать поперечным нагрузкам на поворотах. Поэтому для них использованы не полуэллиптические листы, а только их половинки. Одни концы отрезков рессор закреплены через серьги на ферме, а другие — на рычагах.

Верхние концы амортизаторов сначала были закреплены на поперечной балке каркаса через гидроцилиндры, которые позволяли изменять клиренс от 250 до 400 мм даже на ходу. Но из-за недостаточной надежности этой системы пришлось от нее отказаться. А потому гидроцилиндры заменил на механизмы «гайка-винт» и регулировку клиренса осуществляю предварительно, в зависимости от предполагаемых дорожных условий.

Хотя эксплуатация показала, что постоянный дорожный просвет в 300 мм вполне обеспечивает и вездеходность, и устойчивость машины, не усложняя конструкции подвески.

Рулевой редуктор позаимствован у автомобиля «Запорожец», но изрядно доработан. Всю остальную конструкцию рулевого управления пришлось делать специальной. Рулевой вал выполнен с карданным шарниром, маятниковые рычаги установлены на качающихся рычагах передней подвески и перемещаются вместе с ними. При этом один шаровой шарнир маятниковых рычагов практически совпадает с центром качания продольных рычагов подвески. Это значительно уменьшает износ передних колес. Угол наклона оси поворота колес в этом случае изменяется соответственно положению продольных рычагов подвески. Чем больше нагрузка на колесо, тем положение оси поворота колес ближе к вертикали. Такая конструкция рулевого механизма обеспечивает выравнивание усилия на баранке, что очень удобно при езде по бездорожью. Изменение направления движения на плаву осуществляется тоже поворотом передних колес.

Тормозная система в основе своей (цилиндры, усилитель, диски и пр.) использована от автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». Но задние тормоза сделаны дисковыми (они быстрее высыхают при выходе из воды). Кроме того, стояночный тормоз также приводится в действие от гидравлики. Сразу после входа в воду нажимаю на тормозную педаль и фиксирую шток главного тормозного цилиндра специальным зажимом, давление жидкости в системе не позволит проникнуть в нее забортной воде.

Поскольку амфибия — автомобиль плавающий, то необходимо было предусмотреть систему самоспасения. Во-первых, в каждом отсеке стоят помпы для откачивания на плаву просочившейся воды. Во-вторых, для исключения попадания воды через неплотности в дверях пороги снабдил мягкими поднимающимися на стальных дужках бортами из кожзаме-нителя. В-третьих, кроме якорной лебедки, у машины на задних колесных дисках установлены барабаны, которые можно использовать как лебедки. При твердом грунте прибрежной полосы амфибия самостоятельно на колесах взбирается из воды на береговой откос крутизной до 30°, а при помощи лебедок — и до 40°.

Салон автомобиля и оборудование в нем по возможности максимально приспособлены для семейных дальних многодневных туристических поездок. В походном состоянии расположение сидений — как в обычном автомобиле: два одноместных передних (от ВАЗ-2106) и одно трехместное самодельное — заднее. Передние сиденья имеют возможность перемещаться по полозьям довольно далеко вперед и назад, поворачиваться на 180° (так как установлены на гимнастическом круге), а их спинки откидываются на угол до 90°. Благодаря такой трансформации на стоянке можно расположиться в салоне, как в купе железнодорожного вагона. Спинка заднего сиденья поворачивается на 90°, одновременно перемещаясь вверх и назад. Таким образом, для ночлега можно устроить до пяти спальных мест (включая место на мягких крышках моторного отсека). Ширина салона (около 1800 мм) позволяет спать вытянувшись даже рослому человеку.

В заключение приведу основные технические характеристики амфибии.

Машина предназначена для эксплуатации на шоссейных и грунтовых дорогах, способна преодолевать различные водные преграды и плавать при волнении до 2 баллов. Наибольшее удаление от берега в соответствии с судовым билетом — 2 км. Скорость по шоссе — до 120 км/час с расходом топлива до 12 л на 100 км, скорость по воде — до 8,5 узла (16 км/час) с расходом топлива до 30 л на 100 км.

При плавании число оборотов коленчатого вала двигателя (а вместе с ним и турбинки водометного движителя) не должно превышать 3,5 тыс. в минуту (при больших оборотах велико влияние кавитации).

Автомобиль рассчитан на перевозку до 200 кг груза (150 — в форпике и 50 кг — на крышевом багажнике) и 5 пассажиров (с устройством 5 спальных мест).

Габариты машины: длина — 5200 мм, ширина 2080 мм (внутри — 1800 мм), высота — 1690 мм (с крышевым багажником — 1770 мм). База колес — 2875 мм, колея — 1620 мм. Масса пустого автомобиля — 1400 кг.

Автомобиль-амфибия «Ихгиандр-2» и его геометрическая схема:

1 — боковое окно моторного отсека (2 шт.); 2 — боковое заднее опускающееся окно (2 шт.); 3 — боковое переднее опускающееся окно (2 шт.); 4 — водометный движитель; 5 — бортовые жалюзи (по обоим бортам); 6 — барабан колесной лебедки; 7 — стеклопластиковая оболочка кузова; 8 — дверь (2 шт.); 9 — причальный брус-бампер (резиновый эскалаторный поручень); 10 — поднимающаяся панель крыши; 11 — крышной багажник; 12 — крышка люка; 13 — стеклоочистители (от автомобиля «Волга»); 14 — крышки багажного отсека-форпика (2 шт.); 15 — форточка (2 шт.); 16 — лобовое стекло (от автомобиля «Волга»); 17 — блок-фары (2 шт.); 18 — колесо (от автомобиля «Волга», 5 шт.); 19 — заднее стекло; 20 — задняя дверь-крышка; 21 — блок задних сигнальных фонарей (от автомобиля «Запорожец», 2 шт.); 22 — кормовые жалюзи; 23 — неподвижная звездочка «поджатая» струи водомета.

Каркас кузова амфибии (все детали, кроме отмеченных особо, выполнены из стальной квадратной трубы 25x25x2):

1 — передняя бамперная траверса; 2 — передняя поперечина; 3 — днищевая поперечина; 4 — нижний подкос передней траверсы (2 шт.); 5 — стойка переднего прогона (2 шт.); 6 — передний прогон (2 шт.); 7 — передний бамперный прогон (2 шт.); 8 — передняя (короткая) стойка колесной ниши (2 шт.); 9 — подпорка амортизаторной чашки (8 шт.); 10 — амортизаторная чашка (стальной лист s8, 4 шт.); 11 — стойки колесных ниш (6 шт.); 12 — подпорка амортизаторной балки (8 шт.); 13 — верхний пояс фермы лонжерона (труба 50x25x2,5, 2 шт.); 14 — нижний пояс фермы лонжерона (труба 50x25x2,5, 2 шт.); 15 — амортизаторная балка (2 шт.); 16 — стойка амортизаторной балки (4 шт.); 17 — стойка колесной ниши (2 шт.); 18 — порог (2 шт.); 19 — подкос фермы лонжерона (14 шт.); 20 — стойка фермы лонжерона 18 шт.); 21 — рамка ветровою стекла; 22 — дверная задняя стойка (2 шт.); 23 — задний прогон (2 шт.); 24 — задний бамперный прогон (2 шт.); 25 — крышевая балка (2 шт.); 26 — крышевая стойка (2 шт.); 27 — обвязка заднего крыла (2 шт.); 28 — рамка заднего стекла; 29 — задняя поперечина; 30 — задняя бамперная траверса; 31 — стойка заднего прогона (2 шт.); 32 — нижний подкос задней траверсы.

Органы управления сосредоточены около водителя, в том числе и множество рычагов и рукояток. Приборная панель имеет все необходимое. Под ней находится якорная лебедка.

Компоновка автомобиля-амфибии:

1 — осевой одноступенчатый водомет; 2 — четырехлопастная турбина водомета (200); 3 — кулачковая муфта подключения вала турбины водомета; 4 — двигатель мощностью 80 л.с. (от автомобиля ВАЗ-21213 «Нива»); 5 — блок сцепления и коробки передач (от автомобиля ЛуАЗ); 6 — заднее сиденье; 7 — задняя ступень карданного вала (от автомобиля «Волга»); 8 — предохранительная муфта предельного крутящего момента; 9 — передняя ступень карданного вала (от автомобиля «Волга»); 10 — двухскоростная якорная лебедка (авиационная); 11 — дифференциал переднего моста (от автомобиля ЛуАЗ); 12 — радиатор (от автомобиля «ЗиЛ»); 13 — основной вентилятор; 14 — дополнительный вентилятор; 15 — генератор (от автомобиля «Нива»); 16 — глушитель (от автомобиля «Нива»); 17 — протестированный бензобак емкостью 90 л (2 шт.); 18 — переднее сиденье; 19 — рулевое колесо с карданным валом; 20 — переднее направляющее колесо (от автомобиля «Волга», 2 шт.); 21 — рулевой редуктор; 22 — стальной якорный трос (6); 23 — запасное колесо (от автомобиля «Волга»); 24 — карданная двухшарнирная полуось (4 шт.); 25 — барабан колесной лебедки (2 шт.), 26 — заднее колесо (от автомобиля «Волга»); 27 — аккумулятор 12 В; 28 — якорь.

Конструкция борта кузова:

1 — труба каркаса; 2 — накладка (пенопласт ПВХ-1); 3 — внутренний слой оболочки кузова (стеклопластик — стеклоткань на эпоксидном вяжущем); 4 — внешний слой оболочки кузова (стеклопластик); 5 — наполнитель (пенопласт ПВХ-1); 6 — подложка (пенопласт ПВХ-1).

Узел крепления причального бруса-бампера к кузову:

1 — кузовная бортовая ниша (заполняется пенопластом); 2 — причальный брус-бампер (эскалаторная резиновая лента); 3 — монтажная полоса (дюралюминий, лист s3); 4 — дистанционная подложка (дюралюминий, лист s5); 5 — накладка и подложка (пенопласт); 6 — наружный слой оболочки; 7 — внутренний слой оболочки; 8 — скрутка (по потребности, проволока 2); 9 — шайба (по потребности, стальной лист s2); 10 — труба каркаса кузова.

Колесные, гусеничные вездеходы на шинах низкого давления: снегоходы, амфибии, болотоходы, универсалы обладают преимуществами, в плане конструкционных особенностей, перед другими видами современных автотранспортных средств. Также они, по сравнению с легковыми автомобилями, выглядят большими, массивными и лишь весьма условно приспособлены передвигаться по автострадам общего пользования. Любители массивных автомобилей, предназначенных для поездок по бездорожью – грунту, воде, песку подчеркивают основные преимущества.

  • Невероятно большой выбор скоростных моделей среди колесной, гусеничной техники.
  • Сторонники экзотического автотранспорта могут приобрести шнекомобили или на воздушной подушке.
  • Купить мощный вездеход можно новый, в магазине или подержанный, с рук.
  • Огромный заложенный потенциал у разных видов машин, когда не представляет трудностей преодолеть естественные, искусственные преграды, сложные подъемы.
  • Ремонтопригодность авто не вызывает никаких сомнений. Такую спецтехнику при наличии автозапчастей можно легко отремонтировать даже в полевых условиях.

Универсальность применения отечественных, зарубежных моделей выше всяких похвал, когда на одном вездеходе удается прорываться зимой сквозь снежные заносы, а летом преодолевать сложную пересеченную местность, небольшие речки, труднопроходимые участки. Недостатков у современных вездеходов, в принципе, немного.

  • Высокая стоимость в сравнении с обычными легковушками.
  • Габариты, когда приходится думать, где парковать приобретенный автотранспорт.
  • Варианты передвижения в городских условиях.

Как приобрести подобный транспорт или как его сделать своими руками?

Ховеркрафт – это дорогой вид транспорта, средняя цена которого доходит до 700 тыс. рублей. Транспорт типа “скутер” стоит раз в 10 дешевле. Но при этом следует учитывать тот факт, что транспорт заводского изготовления всегда отличается лучшим качеством, по сравнению с самоделками. Да и надежность транспортного средства выше. К тому же, заводские модели сопровождаются заводскими гарантиями, чего не скажешь о конструкциях, собранных в гаражах.

Заводские модели всегда были ориентированы на узкопрофессиональное направление, связанное либо с рыбалкой, либо с охотой, либо со специальными службами. Что касается самодельных СВП, то они встречаются крайне редко и тому есть свои причины.

К таким причинам следует отнести:

  • Довольно высокую стоимость, а также дорогое обслуживание. Основные элементы аппарата быстро изнашиваются, что требует их замены. Причем каждый такой ремонт выльется в копеечку. Подобный аппарат позволит себе купить только богатый человек, да и то он подумает лишний раз, стоит ли с ним связываться. Дело в том, что такие мастерские – это такое же редкое явление, как и само транспортное средство. Поэтому, выгоднее приобрести гидроцикл или квадроцикл для перемещения по воде.
  • Работающее изделие создает много шума, поэтому передвигаться можно только в наушниках.
  • При движении против ветра существенно падает скорость и значительно увеличивается расход горючего. Поэтому, самодельные СВП – это скорее демонстрация своих профессиональных способностей. Судном не только нужно уметь управлять, но и уметь его ремонтировать, без существенных затрат средств.

Обзор видов

Для рыболовов, охотников, ценителей экстремального отдыха придумано немало всевозможных моделей внедорожников. Поэтому каждый любитель прокатиться по пересеченной местности, как правило, выбирает автомобиль на шинах низкого давления, ориентируясь на определенные критерии, возможности машины. Например, для рыбалки целесообразно покупать легкий, колесный внедорожник, который без труда преодолевает ручьи, сложный рельеф.

На таком автотранспорте можно смело отправляться на рыбную ловлю и погрузить в кузов большое количество снастей и даже небольшую лодку.

Для охоты лучше покупать плавающие модели спецтехники и с возможностью передвигаться по труднодоступным участкам. Шестиколесный крытый вездеход окажется универсальным и удачным приобретением, потому что большинство охотников, как правило, отправляются за добычей на несколько дней в глухие места, не отличающиеся большим количеством заасфальтированных автодорог. На пути к цели могут встретиться широкие ручьи, неглубокие речки, закореженные, болотистые местности, спуски и подъемы, которые необходимо преодолеть.

Народные умельцы собирают бортоповоротные машины на шинах сверхнизкого давления своими руками. Базой для копирования может служить вездеход-амфибия «Шерп». Отличительные преимущества мощных внедорожников такие.

  • Стальной кузов.
  • Огромные колеса 160 см.
  • Полный привод, механическая коробка передач.
  • Преодоление преград высотой до 70 см.
  • Способность передвигаться по воде.
  • Буксировка прицепа с массой до 2,4 т.

Модели производятся в двух модификациях – кунг и стандарт. Современные Кулибины нередко собирают вездеходы на пневмоходу своими руками, на базе какого-либо сломавшегося автомобиля или изобретают собственную конструкцию. Чтобы сделать такую модификацию, потребуются:

  • двигатель от ВАЗ восьмой модели;
  • МКПП от ВАЗ 2109;
  • мосты от ГАЗ 24 и Нивы;
  • ураловские колеса;
  • кардан от Нивы.

Также помимо большого количества инструментов, понадобятся дополнительные узлы, детали, расходные материалы, оцинкованная сталь, труба профильная, гидроцилиндр. На отечественных дорогах иногда можно увидеть достаточно любопытные модели, мини-вездеходы от народных умельцев. Это могут быть четырехколесные или трехколесные варианты. Они, как правило, с широкими шинами низкого давления, с открытым верхом, двигателем от мотоцикла, мотоблока. На таких вездеходах можно отправляться на летнюю, зимнюю рыбалку, кататься по пересеченной местности.

Болотоходы

Известно, что Россия славится не только большим количеством дорог, но и направлениями, по которым нужно как-то передвигаться. Поэтому столь мощные внедорожники интенсивно используются специальными службами, а также любителями поездить по труднодоступным участкам. Наглядный пример такой спецтехники – «Трэкол».

Что собой представляет типичный болотоход? Это мощный вездеход, как правило, на шинах низкого давления, который способен преодолевать труднопроходимые места, водные преграды, заболоченные территории. То есть он сможет проехать по участкам, где обычный внедорожник застрянет.

Например, на модели «Трэкол» можно переправиться даже через небольшое озеро.

Кто обычно приобретает болотоход?

  • Рыболовы, охотники, труженики села, фермеры (машина всегда может заменить трактор).
  • Егеря, лесозаготовители, лесники.
  • Специальные службы для спасения людей.
  • Полярники, геологи, нефтяники.

Ключевой минус болотоходов – высокая стоимость, но истинных любителей экстремального отдыха это не останавливает.

Снегоходы

Они представляют немалый интерес для военных и гражданских служб. Также снегоходы приобретают любители зимнего отдыха. Основные преимущества мощных внедорожников:

  • сравнительно простая конструкция машины;
  • высокая проходимость среди заснеженных участков;
  • ремонтопригодность двигателя;
  • надежность эксплуатации в экстремальных условиях;
  • комфорт для водителя и пассажиров (обычно 2 печки с целью отопления кабины).

Наиболее известная модель – снегоход «Беркут». В данной модификации удалось реализовать интуитивно понятное управление с помощью руля, механической коробки скоростей, трех педалей. Крытый снегоход в заснеженной местности способен развить скорость до 35 км/ч. Благодаря гусеницам он легко преодолеет горизонтальные уклоны до 30 градусов. Относительно высоты снежных сугробов – здесь вездеходу нет равных. Беркут не предназначен для перемещения по автострадам.

Доставка единиц автотранспорта к месту назначения осуществляется грузовыми машинами. При желании модификацию авто можно оборудовать системой спутниковой навигации.

АМФИБИЯ: АВТОМОБИЛЬ ИЛИ КАТЕР?

Изготовлять микролитражные автомобили собственными руками трудно. Еще более сложная задача — сделать автомобиль-амфибию. Тут, помимо энтузиазма, долготерпения и незаурядного мастерства, требуется еще и абсолютная необходимость именно в этом виде транспорта. Но, планируя выигрыш в проходимости, заранее радуясь тому, что можно будет подъехать к берегу реки и, на зависть владельцам машин заводского изготовления, плюхнуться в воду и спокойно поплыть, иной конструктор не знает, что его еще поджидает проблема, с которой давно столкнулись автомобильные инженеры.

Вода и земля — стихии разные. Машина, способная перемещаться и тут и там, будет по своим свойствам уступать и только сухопутной и только водной. Инженеры знают, что корпус машины, движущейся по воде, требует плавных очертаний, а отношение длины к ширине должно быть увеличено. Такой автомобиль на суше хуже проходит пересеченные участки. Сухопутная машина должна иметь определенные габариты и хорошую динамику, машина для движения по воде — устойчивость и запас плавучести. Совместить эти требования очень трудно, приходится идти па компромиссы. У амфибии запас плавучести меньше, а осадка корпуса больше, чем у судов такого же водоизмещения. Поэтому больше и сопротивление воды. Скорость движения автомобилей-амфибий по воде составляет 10—12 км/час. Это для промышленных конструкций, а для самодельных и того меньше. Их создатели могут высчитать величину полного сопротивления движению автомобиля на воде по формуле:

R=DV2/LCδ

где: R — сопротивление воды движению амфибии, кг;

D — водоизмещение амфибии, кг;

V — скорость на воде, м/сек;

L — длина корпуса по ватерлинии, м;

δ — коэффициент полноты водоизмещения (обычно равен 0,75—0,8);

С — коэффициент, определяемый соотношением длины L и ширины В корпуса амфибии по ватерлинии.

Приближенные значения коэффициента С:

L/B…. 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5

С ……. 15 17 19 21 23

Зная сопротивление воды, можно подсчитать необходимую для его преодоления мощность:

Ne=RV/75η

Здесь R и V обозначают то же, что и в предыдущей формуле, Ne — эффективная мощность в лошадиных силах, а η — так называемый пропульсивный к.п.д. — отношение мощности полезной тяги винта к мощности, затраченной для движения. При небольших скоростях самодельных амфибий η может быть принят равным 0,45. Полученная мощность и определит тип двигателя. Что же касается элементов конструкции, то они могут быть самыми различными.

Проще всего (по такому пути иногда идут автомобильные инженеры) заставить плыть по воде обычный автомобиль. Для этой цели к нему прикрепляют тросами с боков или спереди и сзади поплавки из прорезиненной ткани. Так поступили создатели серийного английского автомобиля «ленд-ровер». Машину грузоподъемностью 500 кг удерживают на воде поплавки, которые надуваются за 15 минут выхлопными газами. Поплавки крепятся специальными кронштейнами спереди и сбоку, и автомобиль погружается в воду по ступицы. Винта у него нет, нет и водяного руля. Движителем являются задние колеса; поворачивается же машина при повороте передних колес. Поплавки на суше убираются под пол кузова.

Эта конструкция весьма проста, однако использовать такой способ во всех случаях нельзя. Вода может попасть в картер двигателя, коробки передач, кабину или кузов. Поэтому инженеры, создающие обычные автомобили, которым, однако, придется и плавать, делают стенки корпуса водонепроницаемыми, а места выхода ведущих валов уплотняют. К этому прибегают и конструкторы-любители.

К амфибиям, специально сделанным для движения по воде, относится созданный в нашей стране БАВ (большой плавающий автомобиль). На суше это трехосный, со всеми ведущими колесами грузовик, способный перевозить 2,5 т груза с максимальной скоростью в 60 км/час. При въезде в воду включается гребной винт, но предел скорости машины в воде — 10 км/час. Мощность двигателя БАВ сравнительно невелика — всего 110 л. с.

Инженеру с определенной специальностью очень полезно бывает иногда воспользоваться опытом специалистов другого профиля. Это не только расширяет технический кругозор, но и помогает найти оригинальное решение, особенно в тех случаях, когда требования к создаваемой машине сложны и в чем-то даже взаимоисключают друг друга. Так поступили американцы, когда применили при создании автомобиля-амфибии авиационные методы конструирования. Они сделали корпус, целиком выполненный из алюминиевых ячеистых панелей. Машина ХМ-521 в два раза легче обычных автомобилей той же грузоподъемности, а корпус ее в шестнадцать раз прочнее корпуса, сделанного из стального листа. Когда машина движется по суше, она не похожа на амфибию, но стоит ей войти в воду, как груз и люди, размещенные на платформе, оказываются как бы на палубе плота. От волн их защищают боковые панели-комингсы. По бокам между колесными нишами размещен пенопласт, и автомобиль практически непотопляем. На пенопласте крепятся аккумуляторные батареи, бачок для масляного отстоя, топливный бак. Этот автомобиль может на скорости 40 км/час «плюхнуться» в воду с берега высотой 1,2 м.

И все же не амфибиям с водоизмещающим корпусом принадлежит будущее, не об этих конструкциях думают прежде всего инженеры. В самом деле, как бы ни был хорош и легок автомобиль ХМ-521, он развивает на воде скорость, равную всего лишь 8,5 км/час. Это в 10 раз меньше той скорости, с какой машина может двигаться по суше. А самые серьезные конструктивные улучшения приводят к тому, что скорость повышается до 11 км/час. Это, конечно, не выход из положения. И конструкторы ищут новые пути. Задача стоит так: уменьшить силу сопротивления воды. Для этого нужно поднять амфибию над водой. Есть несколько способов.

Все, конечно, видели легкие, стремительные глиссеры. Скорость их несравнима со скоростью обычных судов, потому что они как бы парят над водой. Конструкторы поставили перед собой задачу — создать автомобиль-амфибию с корпусом глиссирующего типа. Такая машина должна начать свое движение по воде как обычно. Все больше и больше скорость, колеса убираются в специальные ниши, корпус все больше выходит из воды, подъемная сила, которая заставляет его делать это, все увеличивается — и вот уже скорость амфибии почти равна той, которую она развивает на суше.

Машина данного типа мало чем отличается от машины с водоизмещающим корпусом — только колеса убираются да обводы корпуса другие. Но зато есть у глиссирующих амфибий весьма существенные недостатки. Чтобы заставить машину глиссировать, корпус ее должен быть длиннее, чем обычно, а это ухудшает проходимость на суше. Да и мощность двигателя требуется слишком большая. Поэтому все возрастающую популярность среди конструкторов амфибий завоевывают машины на подводных крыльях.

Разумеется, прежде чем приступить к конструированию, все свойства этих машин испытали на моделях. Результаты оказались весьма интересными. Модели показали, что если глиссирующему автомобилю длиной 13,7 м для того, чтобы достичь скорости 74 км/час, нужна удельная мощность порядка 100 л. с./т, то автомобиль на подводных крыльях достигнет той же скорости, имея удельную мощность 50 л. с./т. А если этот показатель увеличить до 100 л. с./т, то и скорость возрастет до 100 км/час. Опытная машина-амфибия на двух подводных крыльях с газотурбинным двигателем мощностью 1225 л. с. развивала максимальную скорость на суше 64 км/час, а на воде 65 км/час. Конечно, пока еще амфибии на подводных крыльях не сделались массовой машиной. Для их создания нужно преодолеть множество трудностей, добиться хорошей продольной и поперечной устойчивости, приспособить к особым условиям движения на воде очень мощный двигатель, разработать сложный механизм подъема крыльев при движении по суше и так далее. Но эксперименты ведутся.

Можно понять самодеятельных конструкторов, создающих автомобили-амфибии. В нашей обширной стране есть много мест, где передвигаться по суше значительно легче, нежели по воде. А почему так усиленно работают инженеры-автомобилисты?

В последние годы область применения плавающих автомобилей значительно расширилась. Если раньше считалось, что использовать их можно только в военных целях, то теперь все больше и больше амфибий трудится на стройках. Есть амфибии, специально сконструированные для аварийной работы: обслуживания линий электропередач, затопленных в грозу или при наводнении. Создаются машины для прокладки нефте- и газопроводов, для геологических изысканий. Амфибии с большой грузоподъемностью перевозят на себе мостовые фермы. Некоторые даже разгружают стоящие на рейде корабли.

Конечно, многое из того, что входит в арсенал инженеров, самодеятельному конструктору не под силу, да и не нужно. Но осуществлять в металле различные интересные технические новинки можно, даже создавая сравнительно простые машины.

Технические требования

Пока амфибия на суше, для нее обязательны требования к микроавтомобилям; на воде она подчиняется нормам, выработанным для плавающих средств. Основываясь на тех и других, можно получить некоторые исходные ориентировочные цифры.

Амфибия должна выполняться с рабочим объемом двигателя до 900 см3 и иметь не более четырех мест. Размеры плавающей машины по сравнению с сухопутными автомобилями приходится делать несколько большими: предельная длина — 4800 мм, ширина — 1800 мм, высота — 1650 мм. Минимальное расстояние от плоскости дороги до нижней точки амфибии — 150 мм. Разрешается использовать отдельные агрегаты, механизмы и детали типовых автомобилей и мотоциклов. Компоновочная схема может быть любой: с двигателем спереди или сзади, с приводом на передние или задние колеса.

Наибольшая скорость — 75 км/час, а мощность на тонну полного веса1 (1 Полный вес равен весу полностью снаряженного автомобиля плюс вес пассажиров и багажа. Вес человека — 75 кг, вес багажа на одного человека — 10 кг.) может доходить до 20—25 л. с.

При торможении со скоростью 30 км/час тормозной путь должен составлять на сухой дороге с твердым покрытием при полной нагрузке не более 7,2 м.

Не допускается смещение амфибии в сторону от прямого курса помимо воли водителя при движении по сухой дороге на всем диапазоне скоростей. Это же относится и к уводу на поворотах. При движении по кругу радиусом 6 м со скоростью 20 км/час на сухой дороге не должен возникать занос.

Граница невидимой части дороги должна проходить на расстоянии не более 7 м от передней точки амфибии; ветровое окно, сделанное так, чтобы подвешенный светофор был хорошо виден водителю, когда передняя точка амфибии находится от светофора на расстоянии не более 12 м, — все это тоже необходимые условия, обеспечивающие хороший обзор.

Рулевое управление — обязательно автомобильного типа, с рулевым механизмом. Сиденье водителя располагается слева.

Тормозов два — рабочий (привод механический или гидравлический от педали) и стояночный (привод от рычага).

На машинах с полным весом не более 600 кг рабочие тормоза ставятся только на задние колеса.

Шины пневматические: автомобильные, мотоциклетные, от мотоколясок и мотороллеров.

Коробка передач с задним ходом на машинах с полным весом свыше 450 кг — обязательна.

Бензобак можно располагать в любом месте, но не ближе чем на расстоянии 100 мм от двигателя и 200 мм от выпускной системы (коллектор, трубопровод, глушитель). Горловина бака закрывается крышкой с двумя клапанами.

Совершенно необходимы приборы освещения и сигнализации.

Габаритные фонари — по два спереди и сзади (лампочки в 3 вт), расположенные на расстоянии не более 200 мм от крайней точки машины (по ширине). Передние габаритные фонари должны иметь прозрачные или матовые стекла, задние — красные. Но габаритные фонари не обязательно иметь, если есть фары с лампочками стояночного света. Указатели поворота — по два спереди и сзади (лампочки в 15 сеечей); их крайние боковые точки должны находиться на расстоянии не более 200 мм от крайней точки машины (по ширине). Передние указатели поворота снабжаются бесцветными стеклами, задние — красными или оранжевыми.

Сигнал торможения (стоп-сигнал) — с одним или двумя красными стеклами и лампочкой в 15 вт.

Габаритные указатели сзади, указатели поворота и сигнал торможения могут быть использованы в виде двух комбинированных фонарей, расположенных на расстоянии не более 200 мм от крайней точки автомобиля (по ширине).

И наконец, фонарь номерного знака (лампочка не менее 6 вт), звуковой сигнал, две фары (лампочки не менее 32 вт для дальнего и 21 вт для ближнего света).

Площадь поперечного сечения проводов, идущих к фарам, не менее 2 мм2. Провода меньшего сечения будут испытывать большое сопротивление, и лампы фар не достигнут нужного накала. К чему это может привести — ясно.

Во всех световых приборах необходимо применять рассеиватели только промышленного изготовления.

В фаре их устанавливают так, чтобы поперечные линии рисунка располагались строго горизонтально и чтобы метка «верх» была наверху. Даже незначительный сдвиг рассеивателя ухудшает освещение дороги.

Винты фар необходимо ввертывать после смазки жидким маслом, иначе фары будет невозможно отрегулирозать из-за коррозии. А неточность в регулировке фар также значительно снижает интенсивность освещения дороги.

На щитке приборов как минимум должны быть спидометр, замок зажигания, переключатель освещения.

Стеклоочиститель (не с ручным приводом) и зеркало заднего вида обязательны.

Амфибия должна иметь воздушные ящики или водонепроницаемые отсеки, обеспечивающие машине при затоплении одного из отсеков непотопляемость и запас положительной плавучести.

Высота надводного борта амфибии при движении по воде с полной нагрузкой не менее 300 мм при плавании в водоемах разряда «Л» и «Р», а диаметр циркуляции (диаметр окружности, описываемой амфибией на воде) при полном обороте — не более пяти длин корпуса.

При движении по воде необходимо иметь на каждом борту мигающий белый огонь (для подачи сигналов при расхождении и обгоне).

В конструкции амфибии нужны:

— швартовые устройства (кнехты, утки и т. д.), находящиеся на носу, корме, а также в непосредственной близости от места водителя с каждого борта:

— якорное устройство (якорь весом 6—8 кг любой конструкции и трос длиной не менее трех длин корпуса амфибии);

— спасательные средства из расчета один спасательный нагрудник на одного человека;

— огнетушитель и средства для отлива воды из корпуса;

— место для крепления заднего стандартного номерного знака.

Каждая амфибия регистрируется в ГАИ и Госкомиссии по маломерному флоту.

При представлении для регистрации владелец амфибии должен предъявить акт технической комиссии при низозом коллективе ДОСААФ, определяющий основные параметры и технический уровень конструкции.

Водитель амфибии должен иметь удостоверения на право управления автомобилем и на право управления маломерным судном.

ОТ РЕДАКЦИИ. Публикуя этот материал, мы предвидели вопрос: «А имеются ли утвержденные официальными органами — ГАИ СССР, ДОСААФ, НАМИ, организациями, отвечающими за безопасность движения судов по рекам и озерам, — единые требования к самодельным автомобилям-амфибиям?» Как нам удалось выяснить, проект таких требований уже подготовлен и находится в ГАИ. По пока ответственные работники ГАИ СССР не назвали нам сроков их введения в действие.

Редакция надеется, что после публикации нашим журналом материалов, свидетельствующих о большом интересе самодеятельных конструкторов страны к созданию автомобилей-амфибий, введение в жизнь единых требований, действительных на всей территории страны, будет ускорено.

В дополнение к напечатанному

Во втором номере журнала за 1968 год была опубликована статья инженера Ю. Чумичева «Автомобиль плывет по воде». Редакция получила много писем, авторы которых просят более подробно рассказать об амфибии-катере. По просьбе редакции Юрий Елисеевич Чумичев отвечает на наиболее существенные вопросы.

ЧИТАТЕЛЬ. Строительство машины начинается с выбора двигателя. Как это сделать?

КОНСТРУКТОР. Мощность двигателя амфибии определена следующим условием: 25 л. с. на тонну полного веса и рабочий объем цилиндров, не превышающий 900 см3. Первое требование не является категоричным. На сделанной мной машине (полный вес — 600 кг) стоит двигатель ЯВА-350 мощностью 16—18 л. с. Равен ему по мощности двигатель ИЖ-Ю. Но можно поставить моторы от мотоциклов М-72, М-61, К-750 и от автомобиля «Запорожец». Все они более мощные. Тогда амфибия будет иметь лучшую ходовую характеристику, большую надежность и моторесурс.

Зато ходовую часть и силовую передачу придется усилить.

ЧИТАТЕЛЬ. А можно ли улучшить качества амфибии при двигателях ЯВА-350 и ИЖ-Ю?

КОНСТРУКТОР. Да, можно. Нужно уменьшить габариты машины до 3200х1350х1350 мм (цифры приблизительные). Это осуществимо, если машина двухместная. Кроме того, в силовой передаче следует обязательно предусматривать нейтрали в ветвях на вал гребного винта и к колесам.

ЧИТАТЕЛЬ. Для нормальной работы двигателя очень важна система принудительного воздушного охлаждения.

Как вы ее выполнили?

КОНСТРУКТОР. В нашей амфибии система охлаждения включает плексигласовые воздухозаборники, выходящие за пределы габаритов кабины, и отсасывающий вентилятор (наружный диаметр — 240 мм) с шестью лопастями, полностью перекрывающими ометаемую площадь. Лопасти из кровельного железа приклепаны к опорным уголкам из листового железа толщиной 1,2 мм. Внутренний диаметр дюралюминиевого барабана вентилятора — 90 мм. Вентилятор приводится клиновым ремнем; мощность отбирается непосредственно с коленчатого вала двигателя через дополнительный выводной вал, на конце которого закреплена ведущая звездочка.

ЧИТАТЕЛЬ. Кузов амфибии отличается от кузова обычного автомобиля. Он не должен пропускать воду. Нашло ли это отражение в вашей работе?

КОНСТРУКТОР. Разумеется. Только я буду пользоваться судовой терминологией и говорить не «кузов», а «корпус». Он показан на рисунках 1—3.

ЧИТАТЕЛЬ. Каково назначение раздаточной коробки и рамы мостов?

КОНСТРУКТОР. Распределять мощность между гребным винтом и колесами, то есть обеспечивать задний и передний ход амфибии на воде и отключать гребной винт при езде по суше. Картер коробки (рис. 5) состоит из двух дюралюминиевых частей 14 и 15, соединяемых шпильками. Конические шестерни 3, 4 и храповик 5 изготавливались специально, однако лучше использовать стандартные от редуктора лодочного мотора «Вихрь». На раме мостов монтируются трапеция рулевого управления, приводы тормозной системы, переключения заднего и переднего хода к дифференциалу, задний и передний мосты. Передний мост мотоколяски дополняют тормоза маятникового рычага. Профиль рычагов рулевой трапеции меняется.

Авто энциклопедия
Добавить комментарий