Игорь Крепчук:Автомобиль – не одежда, он не может быть дешевле на 30%

Выслушав отрицательные отзывы сограждан о работе московских автохаусов, «Ежедневник» попросил прокомментировать ситуацию представителя автобизнеса Беларуси.

Член правления автомобильной ассоциации "БАА", замдиректора дилерского автоцентра «Тойота Центр Минск» Игорь Крепчук рассказал, почему в России цены на автомобили ниже, сколько можно сэкономить у честного продавца и дал прогнозы развития авторынка нашей страны.

— Об обманах покупателей московскими автохаусами «Ежедневнику» пришлось слышать от нескольких сограждан. Насколько защищены от обмана клиенты официальных дилеров России?

— Сложно сказать. Знаю, что менеджеры официальных дилеров навязывают нашим согражданам покупку навесного оборудования в несколько тысяч долларов или, скажем, страховку Каско, хотя автомобиль планируется эксплуатировать на дорогах Беларуси, а не России. Еще случай: к нам обратилась владелица Toyota Camry, купившая машину в России; женщина уверяла, что подарок в виде зимнего комплекта резины она должна получить у нс, так, мол, сказали в московском шоу-руме. Мы удивились: отношения к машине, купленной в России, белорусский дилер не имеет, связались с коллегами, написали письмо в Toyota Motor. Никто не признался в обмане.

— По уверению покупателей, автомобили в России можно найти дешевле едва ли не на треть. Бывают ли такие скидки быть у официальных дилеров?

— Нет. Дилеры работают с определенным процентом маржи, не превышающей 6-7%. Скидка в 30% должно насторожить: автомобиль – это не одежда.

— В автосалоне «Тойота Центр Минск», одним из руководителей которого вы являетесь, машины продаются через российского импортера и по российским ценам. Значит ли это, что ценники автоцентров Toyota обеих стран фактически равны, а незначительная разница может быть только за счет скидки у российских коллег?

— Это так. В настоящее время российский автомобильный  рынок сужается на 15-20 %. В 2014 году планировалось реализовать 2,7 млн. автомобилей, реально же будет продано около 2,3 млн. Как видите, 400 тыс. машин надо куда-то деть. Вот и идет волна скидок на автомобили, для выполнения плана продаж  дилер продает даже в ноль.

— Это значит, что в российском автосалоне стоимость автомобиля все же дешевле, чем в Беларуси?

— Да, но не ниже 5-6%. Разница в цене сравнима с дорожными расходами покупателя из Беларуси. Наш импортер «Тойота мотор Россия»  регулирует процессы, запрещая российским дилерам продавать автомобили в другие регионы. Согласно дилерского контракта, мы не должны продавать машины за пределы Беларуси, однако закон о потребителе не дает права отказать покупателю. Так же и в России.

— По данным статистики, около 20% новых автомобилей Toyota граждане нашей страны покупают в России. Почему бы не поделиться этими данными с производителем, попросив урегулировать конфликт?

— Такое возможно. Недавно в  «Тойота мотор Россия»  разбирались в отношениях между Россией и Казахстаном. Пользуясь тем, что у официальных дилеров Казахстана цены на автомобили Toyota были на 10-15 % выше, чем в России, дилеры этой страны начали поставки. С учетом возврата НДС, маржа россиян составила 10-15%. Услышав жалобы официальных дилеров на реэкспорт автомобилей в другие страны, производитель эту ситуацию прекратил.

— Обращались ли белорусские дилеры с жалобами на российских коллег, переманивающих клиентов низкими ценами?

— Нет. Аналогичная ситуация, хотя и обратная – когда россияне жаловались на нас, была в 2009-10 годах: наши цены были на 10% ниже и в Toyota Motor заявили, что мы не можем продавать автомобили в Россию. Сегодня заградительных мер нет: цены у российских и белорусских дилеров единые. Только за счет плохой ситуации на рынке России наши коллеги делают скидки.

­- Но это сегодня происходит со всеми автобрендами! Разве это не повод для обращений к заводам-производителям хотя бы от "БАА"?

— Некоторые из импортеров Беларуси обсуждают такую возможность – ведь по некоторым брендам объем серого ввоза достигает 50%! Однако нельзя забывать: рынок нашей страны составляет всего лишь около 1-1,5% от российского. Отдавая отчет в объемах продаж в России, на поведение соседей закрывают глаза.

Одним из вопросов на собрании "БАА" стало обсуждение состояния авторынка в 2015 году. Согласно пессимистическому прогнозу, продажи новых автомобилей вырастут на 0-5% — до 30 тыс. легковых и 4 тыс. коммерческих автомобилей. Оптимисты полагают, что рынок вырастет на 15-20%, а преимущество будут иметь дилеры, работающие с российскими импортерами: на сегодняшний день по статистике "БАА" около 60% новых автомобилей импортируется из России.

Ежегодно в Беларусь ввозится около 100 тыс. автомобилей, из которых порядка 27% новые, 73% — подержанные.  Если в 2012 году из России импортировалось 10-12%  автомобилей, то сегодня их количество составляет 50%. Из-за девальвации российского рубля цены у соседей привлекательней европейских – и на новые, и на подержанные автомобили. Поэтому многие и делают выбор в пользу российских автосалонов.

— С 1 января 2015 года начинает действовать Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011, отсекающий подержанные автомобили из-за пределов ТС: каждое транспортное средство будет проходить обязательную сертификацию. На автомобили из России это правило не распространяется?

— Не распространяется. Без получения одобрения типа транспортного средства можно купить автомобиль только из России и Казахстана. В России сложился хороший рынок, стоимость ряда машин начинается от 13-14 тысяч долларов, что сравнимо со стоимостью подержанного автомобиля. В Беларуси таких предложений намного меньше.

— Ограничение ввоза подержанной техники из Европы и Америки, которое уже сегодня осуждают рядовые потребители, дилеры, напротив, приветствуют?

— Разумеется, ведь это улучшит экологию и защитит производителя! Покупателям дешевых машин предлагают банковские программы, снижаются процентные ставки по кредитам, появились рассрочка и лизинг для физлиц.

— Насколько сильно Технический регламент ТС изменит авторынок Беларуси?

— Достаточно – рынок новых автомобилей будет расти, подержанных снижаться за счет линейки недорогих машин сегмента В и С. В России это соотношение уже сегодня составляет 50х50. Россияне намерены запретить  ввоз подержанной техники дешевле 20 тыс. долларов, что защитит собственную продукцию. Не исключено, что по этому пути пойдем и мы: в Беларуси тоже собирают легковые автомобили.

— Брендов вот только маловато. Поэтому основные поставки – из России…

— Все идет к тому, что подавляющее количество автомобилей на дорогах Беларуси будут сделаны в России. От этого никуда не деться, ведь наши страны в Едином экономическом союзе, рынок которого надо защищать.

— Разве обращение "БАА" к ряду чиновников с просьбой внести изменения в ТР ТС, отдающего россиянам монополию на сертификацию автомобилей, не говорит о желании защитить именно рынок Беларуси?

— Производитель должен определиться самостоятельно, как ему удобней работать, мелкие импортеры всегда менее конкурентоспособны.

— …а значит, все идет к исчезновению автоимпортеров из Беларуси?

— Беларусь – маленькая страна и я знаю импортеров, которые хоть сейчас готовы стать российскими дилерами, поскольку это снизит цены в шоу-румах.

— Но как быть с поступлениями в бюджет, куда импортеры приносят больше денег, чем дилеры?

— Все относительно и зависит от моделей. Если бы наши импортеры приносили больше дохода, они уже опустили бы цены. Но даже импортеры сегодня не выдерживают конкуренции.

Существование единственного держателя сертификата облегчает работу. Да, болевые точки в виде особенностей национального законодательства у каждой из стран ТС есть, но общее движение правильное, а нюансы могут быть поправлены. Что касается нашей компании, новый документ упростит ее работу, ведь сертификация автомобилей занимает много времени и денег. Чтобы получить сертификат на 5 лет, нужно собрать делегацию органов сертификации из 5 человек и отправить ее на заводы в Японию и Америку – осмотреть производство. Одна поездка обходится примерно в 20-25 тысяч долларов, которые производитель не компенсирует. С 2015 года эту работу будет делать российский импортер, сбросив бремя по сертификации и автомобилей и, сооветственно, запчастей к ним.

— Как прокомментируете опасение игроков авторынка, заявивших, будто бы с 2015 года единственный держатель сертификата – российская компания в силу определенных желаний может ограничить количество моделей для белорусского дилера?

— Лично мне такая ситуация кажется маловероятной. Импортер определяет модели для общего рынка, учитывая, что у нас продается, и не ввозит невостребованные машины. Сегодня, к примеру, хорошо продаются внедорожники и  автомобили среднего класса, поэтому основной упор сделан на них, а не на А-класс, популярный в Европе.

Источник: ej.by

Авто энциклопедия
Добавить комментарий